воскресенье, 29 июня 2014 г.

Как я возвращался к шахматам

За последние две недели я, не участвовавший в официальных шахматных турнирах на протяжении почти шести лет, принял участие сразу в двух. О том, зачем и почему, можно было прочитать раньше. Теперь об ощущениях и впечатлениях.

Рассказ будет устроен так: вначале часть для любителей длинных текстов, в которой будет рассказано про оба турнира в хронологическом порядке, затем - часть для любителей шахмат с фрагментами моих партий.

Часть для любителей длинных текстов



Белые ночи - 2014, или первый рейтинг-турнир за 6 лет - 17-25.06

  • В стартовом листе, в котором участники упорядочиваются по рейтингу (а безрейтинговые - по алфавиту), я был 22-м из 49 участников. Закончил турнир я на 24-й позиции. В общем, примерно в соответствии с рейтингом.
  • Это мой 6-й рейтинговый турнир в жизни (предыдущие были в 2007-2008). Предыдущие пять я начинал с поражения, а этот - с победы. Причём, как вы сможете увидеть во второй части, в первом туре исход партии стал ясен по прошествии (!) 7 ходов.
  • Самый младший мой противник родился в 2004-м, самый старший - в 1938-м. А среди участников турнира был и мастер ФИДЕ 1927 г.р. (с которым я году в 2006-м один раз чудом сыграл вничью). Преклоняюсь перед такими людьми: шахматы на уровне подобных турниров требуют настолько напряжённой работы мозга, что немногие в этом возрасте продолжают играть так, что после 4-го тура идут со 100%-ным результатом, а завершают турнир на 6-й позиции.
  • Во 2-м и 3-м туре партии с моим участием становились самыми продолжительными партиями тура. Личный рекорд ;) Кстати, я так и не пришёл к выводу, что проще: 4-часовая партия или 5-часовой контест. Партия, безусловно, намного более волнительное предприятие (во время контеста, если и начинаешь сильно волноваться, то уже ближе к последнему часу; здесь же может статься, что напряжение придёт в самом начале и не отпустит до конца, чем бы этот конец не ознаменовался), но и за контесты есть свои трудноформулируемые доводы.
  • В 8-м туре я первый раз за 12 лет сыграл в турнирной партии e2-e4, вместо того, чтобы выдвинуть ферзевую пешку, выбор в пользу которой делал неизменно если не с 3-го, то со 2-го разряда уж точно. Результат - победа.
  • Начиналось всё очень позитивно: 2,5 очка после 4 туров (что стало повторением личного рекорда в рейтинг-турнирах). Потом случился провал в 5-м туре (см. ниже). Возможно, из-за него, возможно, и нет, следующие две партии я проигрывал, получая к середине игры существенно большие шансы на победу, чем противник, а затем умудряясь растерять добытое. Зато закончить удалось на победной ноте: в 8-м и 9-м туре я выигрывал, причём выигрывал ровно так, как мне нравится!
Итого: 4,5 очка из 9. 50%. Рейтинг чуть упадёт. Так бы я подводил итоги 6 лет назад. Но 6 лет назад у меня отсутствовала любовь к тому, чтобы делиться с общественностью подробностями того, что со мной происходит, а потому никаких итогов я не подводил. А сегодня итоги будут такие: 
  • Мне очень понравилось. Вот моё видение причин:
    • ничто и никто теперь уже не давит на меня, спонтанно решившего поиграть в шахматы, а для самого процесс в данном случае намного важнее результата;
    • и процесс однозначно удался, потому что стиль игры у меня такой стал. Отдав предпочтение рискованной атакующей стратегии игры и временами попросту пренебрегая обороной, я открыл для себя те стороны шахмат, с которыми почти не соприкасался за 7 лет занятий. Посмотрел на картину вновь, и вдруг она заиграла такими яркими красками!
    • кроме того, не боясь за результат, я не боялся и экспериментов. Эксперименты касались дебютного репертуара. За 6 туров удалось разыграть 6 разных дебютов! Оставшиеся три партии виной моих противников начинались одинаково (с Кg1-f3, c2-c4, и т.д.), но приводили к приятной мне игре. Вообще, никогда не возражал, когда белые добровольно лишают себя инициативы первыми же ходами ;)
  • Мне могут сказать, что я зря теряю время. Особенно, если результат меня особо не беспокоит. Но нет, не зря!  Даже глубокий расчёт вариантов однозначно положительно влияет на мышление. Но шахматы - это не один расчёт вариантов! Одним расчётом вариантов партии не выигрываются. Да и все варианты (вернее, все хоть сколько-нибудь разумные) попросту не посчитаешь! В одной книжке по шахматам, которую я недавно листал, вводился очень хороший термин - мышление схемами (кажется, и название у книги такое). Если добавить к излагаемым там идеям приходящий мне в голову образ, то получится спрут, щупальца которого - ваши фигуры, а мозг - вы сами. Одновременно управлять всеми этими щупальцами, чтобы сделать их взаимодействие как можно более эффективным, - залог успеха, но при этом очень сложная задача, требующая и образного мышления, и интуиции. Как то, так и другое, есть у каждого из нас, но имеет бесконечный потенциал для развития. А развивается именно так, на практике. Пользу же несёт, разумеется, не в одних только шахматах. Вообще, перечислять условия успешной игры в шахматы можно долго: к уже названному нельзя не добавить, скажем, психологическую составляющую.

Турнир по быстрым шахматам, посвященный Дню города Пушкина (Шестой этап Кубка МО г. Пушкин) - 28.06

Рапид, или шахматы с контролем времени по 15 минут человеку на партию, - одна из трёх дисциплин, в которых существует установленная ФИДЕ (международной шахматной федерацией) система рейтингов. Кроме рапида, к этой тройке относятся классические шахматы (в среднем 90 минут на партию + 30 секунд в качестве добавки за каждый ход. Но бывает и больше!) и блиц (5 минут на партию). Я в рейтинг-турнирах по блицу и рапиду никогда не участвовал. И не потому что не было желания (хотя, наверное, его и не было), а потому что рейтинги в этих дисциплинах появились сравнительно недавно, уже после того, как я "завязал" с шахматами.

Ко всему, за свою шахматную "карьеру" я провёл не один десяток партий с контролем по 25 минут на партию, 15 же оказалось почти в новинку.

15 минут - это очень-очень мало, но:
  • это возможность сыграть целый турнир за один день;
  • это шахматы, где главным образом полагаешься на интуицию, а не на расчёт вариантов, как в классике;
  • это проверка нервной системы на прочность в условиях, далёких от боевых (если результат не первостепенен).
Итак, что принесли мне 7 туров:
  • 7 разных дебютов! Пора было уже наигрывать кое-какие схемы, которые пригодятся мне на Heart of Finland всего через неделю с небольшим. Конкретные схемы дают больше перспектив для комбинационной игры, комбинационная игра доставляет настоящее удовольствие!
  • 3 очка. А набирались они так:
    • в 1, 3, 5 и 7 (то есть во всех нечётных) турах я играл белыми, и мне попадались безрейтинговые противники [закономерность #1]. И в первых трёх случаях одолеть их не составило особого труда: с самого начала партии мне удавалось создать условия для уничтожающей оборонительные ряды оппонента атаки. А к 7-му туру я попросту очень сильно устал...
    • во 2, 4 и 6 турах (то есть во всех чётных) мне попадались местные тренеры, а играл я все эти разы чёрными [закономерность #2. Подозрения, что что-то тут нечисто, живы во мне до сих пор ;)]. Рейтинги у каждого из них были значительно выше моего. А ещё, первый из них - мастер спорта и тренер Максима Матлакова - международного гроссмейстера, на данный момент третьего по рейтингу среди петербургских шахматистов; а третий - международный мастер. А теперь учимся видеть в поражениях позитивное ;)
      • вчера я впервые в жизни сыграл с международным мастером;
      • в первых пяти турах я неизменно атаковал, пытался плести кружева комбинаций самостоятельно, а не дожидаясь ошибки противника;
      • я уверен, что во 2-м и 4-м турах, несмотря на силу моих противников, у меня были шансы на победу, но, к сожалению, стиль игры оппонентов вынуждал тратить на обдумывание ходов значительно больше времени, чем в нечётных турах. В результате во 2-м туре я попросту просрочил время.
    • и разочарование дня: последним ходом в 4-м туре в уже проигранной позиции (к которой привела пара допущенных из-за нехватки времени оплошностей) я отдал ферзя. Отдал умышленно, но, к сожалению, чуть ошибся. Подвинь я фигуру всего на одну клетку дальше, и результатом партии была бы ничья: после единственного вынужденного хода моего оппонента, несмотря на его преимущество в две ладьи и "толпу" пешек, на доске стоял бы пат. Но (!) 2 секунды до "падения флажка" (анахронизм в то время, когда даже блиц и быстрые шахматы играются с электронными часами) мою ошибку объясняют сполна.
Редкая фотография на тему "Шахматы и я" :)
А ещё во время 6-го тура начался матч 1/8 финала ЧМ по футболу Чили - Бразилия. По просьбам ряда участников в соседнем помещении включили трансляцию :) После окончания последнего тура трансляцию включили и в игровом зале, и награждение проходило на фоне футбола на большом экране) А передо мной два участника турнира по шахматам решили обсудить сборную России по футболу. Перед ЧМ читал в чьём-то интервью: "Не выйдут - скажут: потому что Дзюбу не взял". Угадайте, какую причину плохого результата нашей сборной я услышал вчера на закрытии шахматного турнира?)

Помимо того, что вчера я впервые поучаствовал в рейтинговом рапиде, я также отлично погулял по Пушкину в первой половине дня. Не сказать, что мне очень понравилось там (я побывал в Пушкине всего во второй раз, а первый был так давно, что и этот выглядел словно первый; и возможно, мои полуслучайные блуждания с периодическими взглядами на карту приводили меня совсем не туда, куда нужно), но в районе двух часов дня, когда город проснулся, я даже успел проникнуться атмосферой праздника (Дня города).

В общем, день удался на славу! И даже погода не подвела :)

Часть для любителей шахмат


Важно:

  • если вы не видите ниже интерактивные доски для просмотра партий, вам нужно:
    • зайти на страничку Security в Java Control Panel;
    • поставить Security Level для Java Content in browser на минимальный уровень (который почему-то называется Medium);
    • добавить в исключения два адреса
      • chessstuff.googlecode.com;
      • chessstuff.googlecode.com/svn/deployChessViewer.js;
      • Правильнее было бы сказать, что добавить надо только один из них, но я не стал тратить время, чтобы определить опытным путём, какой, после того, как добавил изначально оба.

      • и по всей видимости, перезагрузить компьютер. Перезапуск браузера лично мне не помог.
    • По умолчанию в нижней части доски открыта вкладка Games, а вам предлагаю открыть вкладку Annotations: там иногда встречаются мои комментарии.



    Так началось для меня возвращение к рейтинг-турнирам :)


    Провал на середине дистанции. Одно из самых быстрых моих поражений в качестве кандидата в мастера. Противник - 2002 г.р. Но рейтинг у него заметно выше, а среди шахматистов до 16 лет он 128-й в мире. И главная неприятная новость: он очень быстро делал ходы. А когда противник почти не тратит своего времени, это означает, что у тебя его фактически в два раза меньше... Не зря в блице и рапиде его рейтинг ещё выше.


    И моя победа в заключительном туре. Наполненная комбинациями игра (которая мне так нравится), несмотря на рано начавшийся эндшпиль.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий