пятница, 18 июля 2014 г.

Ювяскюля

Попробую здесь обобщить собственные впечатления от недельного пребывания в удивительном месте в глубине Финляндии. Уж настолько кратко, насколько смогу, чтобы читать это было интересно :)

Прежде чем начать, считаю важным отметить, что я первый раз ездил заграницу в одиночку. Важно это потому, что, как мне кажется, когда человек один, он воспринимает всё, что его окружает, глубже. А когда он в первый раз оказывается в такой ситуации в месте, совсем не похожем на те, к которым он привык, чувства обостряются ещё сильнее. Им руководит только его собственная система ценностей, а значит, и его планы, если речь заходит о том, как именно знакомиться с новым местом, в первую очередь опираются на эту систему.

Ювяскюля - город контрастов: вы можете проходить мимо высоток (по местным меркам) и неожиданно занырнуть в самый настоящий лес! Не парк, не лесопарк, а лес! И пройдёте по нему с добрый километр по петляющей тропинке, в тишине, окружённые густой листвой, сквозь которую лишь изредка показываются только что покинутые жилые кварталы, расположенные буквально в паре десятков метров. Называется это совместное творение человека и природы nature trail. Перед поездкой я читал, что в Ювяскюля таких "ручейков природы" сразу несколько. И уже в первое утро, проведённое в городе, я по чистой случайности, захотев прогуляться вдоль речки Tourujoki, оказался на одной из этих лесных тропок.

После последнего тура, отправившись на заключительную и, как оказалось, самую протяжённую прогулку, я понял, что не посетил ещё ни одного пруда из того множества, что мог увидеть на карте. Исправить упущение удалось лишь со второго захода: к Vehkalampi меня, в прямом смысле, не пустила природа. Пруд оказался расположен в центре квартала, полностью занятого густым лесом! И ни одной ведущей в лес тропки я не нашёл, обойдя большую часть квартала по периметру. А соседствующие кварталы (все четыре) уместили в себе жилые дома самого разного калибра и от не тронутого человеком островка природы были отделены лишь проезжей частью.

Через полчаса ходьбы к другому пруду, Koyhalampi, цель была достигнута :)


А от местечка так и веет уютом.

Да и вообще, как вы на Ювяскюля не посмотрите,

сверху ли:



или насквозь:


тут везде гармония и тишина.



Ювяскюля - город спортивных людей. Ежедневно встречал в самых разных частях города совершающих пробежки (причём судя по темпу, форме и неизменному наличию плееров, на любимые мной многокилометровые дистанции. Те самые пробежки, когда важны не скорость, а ровное дыхание, отсутствие остановок и передышек и, главное, наслаждение от процесса). Учитывая невыносимую жару, стоявшую почти всю неделю, и чрезмерную холмистость местности (о ней ниже), к немому восхищению ни слова не добавить.

А основное средство передвижения у горожан - велосипед. Последних, как с людьми, так и без них (на стоянках) здесь видимо-невидимо. Большие расстояния горожанам преодолевать приходится редко, а потому автомобиль, в общем, и не нужен. Но, вспоминая про то, что каждая вторая улица идёт под уклон (хорошо ощутимый на глаз), понимаешь, что ежедневные велопрогулки очень хорошо сказываются на спортивной форме населения.



Бегунов и велосипедистов в Ювяскюля можно встретить едва ли не повсеместно. Если же отправиться туда, где под ногами соответствующая средству передвижения поверхность, а в то же время вокруг - как можно больше намёков на природу, то встретите и скейтеров, и роллеров, и даже людей на лыжероллерах. Нет, не подумайте, я таких и в Питере встречаю. Только в Северной столице живёт пять миллионов, а в финском городке - лишь 130 тысяч. Зато там все условия созданы (велодорожки в их числе). Оттого и пропорции предпочитающих здоровый образ жизни ко всем жителям несравнимо лучше.

Чтобы вы не подумали, что Ювяскюля - это "деревня" в живописном местечке на природе:



Ювяскюля - финский центр образования. В городе расположены сразу три университета. И знаете, выглядят они неплохо! Хотели бы учиться в таком месте?




 Как можно видеть на плане, университет расположен прямо на берегу озера. Вот этого:


Финляндия - страна озёр, и Ювяскюля в этом смысле не обделён:


А озёра это, ко всему прочему, возможность купаться летом. И тут как тут 11 сертифицированных Евросоюзом пляжей. Напомните, в скольких местах в Санкт-Петербурге этим летом официально разрешено купаться?) А я бы не сказал, что через некрупный Ювяскюля не проходят оживлённые, в отличие от дорог внутри города, автомагистрали, так что факторы для загрязнения, по идее, есть, а загрязнения-то нет.

\

Я отправлялся проверять, что не совсем разучился плавать за почти два года, лишь дважды, но возможность была делать это хоть каждый день. Просто увидеть хотелось побольше, а после длинных прогулок по улицам, ведущим то вверх, то вниз, уже и сил не оставалось ни на какое купание... :)

Пляжи, кстати, оборудованы простенькими кабинками для переодевания. Не видел такого раньше не у моря.


Если в водах Tuomiojärvi в основном купаются, то в Jyväsjärvi, в не менее живописных местах, катаются на лодках, катерах и тому подобных средствах не утонуть.





Обещал о холмистости пару слов. Вместо слов будет фоточка:


Такие перепады - самое что ни на есть обыденное явление в Ювяскюля.

Вспомнился один пост из новостной ленты vk. На тему стран, в которых соблюдаются два условия, одно из которых гласит, что магазины работают после шести (причём из второго условия можно было понять, что подразумеваются страны, входящие в Евросоюз, или около того). Супермаркет, неподалёку от места, где я жил, работал до 23 часов. Кстати, к слову о супермаркете. Вы когда-нибудь видели распашные автоматические двери? Этакий гибрид автоматических раздвижных дверей, который мы привыкли видеть в тех же супермаркетах, и обычных распашных дверей, чаще всего закрывающих комнаты в наших домах. И когда видишь такой гибрид впервые (к тому же видишь в действии, за секунду до того и не подозревая, что перед тобой автоматическое устройство), выглядит очень неожиданно :)

Про язык. 

Финский был, есть и останется для меня средством лингвистического "выноса мозга". Что, конечно, не отменяет желания когда-нибудь на нём заговорить. В любом случае, бросить на него все силы не получилось даже в то время, когда отъезд в Страну тысяч озёр неумолимо приближался. Что уж говорить про нынешнее время, после возвращения, когда в сравнительно недалёкой перспективе я собираюсь в Париж. А там уже себе не сделаю никаких поблажек: ни слова по-английски!

Но что же с финским и как без него в удалённом от столицы городе? Так вот: я не встретил ни одного местного, кто не говорил бы по-английски. Шальная идея: пройти по нескольким магазинам (аналогичным тем, в которых бывал в поездке) и кафе в Питере (вдали от туристического центра) и изобразить из себя англоговорящего туриста. Не говоря о том, чтобы дорогу спросить у случайного встречного по-английски. Простите мне мой скептицизм (а также то, что проверять своё предположение я всё же вряд ли буду), но в 100%-ные попадания в способных изъясниться (в простейшей бытовой ситуации) по-английски в Культурной столице России я слабо верю. А финский, он к английскому ни на шаг не ближе русского.

Дважды в Ювяскюля (и один раз в Хельсинки) ко мне, зависшему посреди тротуара над картой и пытающегося осознать, куда же я забрёл, обращались с приветливым: "Do you need help?" (причём оба раза в Ювяскюля я был уверен, что вообще один на много квадратных метров вокруг, так что аж подпрыгивал от неожиданности!) А теперь представьте самих себя, подходящих, скажем, на Невском к туристу и самостоятельно предлагающих помощь (не сомневаюсь, что поможете, если попросят, я же о другом). У меня вот себя не получилось представить... И в менталитете ли дело, в том ли, что мы вечно куда-то спешим или, если спешить некуда, делаем вид, что спешим, ещё в чём-то, не знаю...

Здесь немного музеев и церквей (хотя церквей, пожалуй, много, пропорционально площади, занимаемой городом. Аж пять). Да и чего-то особенно выдающегося в них нет. Это просто уютные места, как и весь город. Они не то, ради чего стоит стремиться в Ювяскюля, но и обходить их стороной, уже приехав туда, не следует.




Всего несколько грамотно наполненных материалом стендов в музее Алвара Аалто за каких-то полчаса заставили меня увидеть изюминку функционализма


И проследить эволюцию такой банальной детали мебели, как ножки:


Не думаю, что многие разделят мою точку зрения, но: очень мало домашних животных попадалось мне на глаза, и я этому был несказанно рад. Попадались собаки, но едва ли не все они были на поводках. Единственное исключение было выдрессировано так, что позавидуешь. А хорошие следствия вышеупомянутого наблюдения не ограничиваются неприкосновенностью моей личной зоны комфорта: бездомных животных на улицах нет вообще, и смотреть под ноги можно меньше, в том числе, и прогуливаясь на природе. И вот снова вопросы: ясно, что питомцев меньше (или встречается меньше), просто потому что ответственность хозяев выше. А что делает её такой: менталитет или законодательство?

Жил я в Harju Summer Hotel, представляющем собой переоборудованное на лето общежитие. Цена, конечно, высоковата для общежития (50 евро / сутки), но, в то же время, для европейской гостиницы это очень и очень мало. А теперь что скрывается за этой ценой:

  • простенький шведский стол на завтраках;
  • и одноместный номер, в который, в числе прочего, уместились:
    • душ;
    • холодильник;
    • аж четыре розетки;
    • большой стол;
    • и столько шкафов и ящичков, что проверять перед отъездом, не забыл ли я что-нибудь, было тем ещё развлечением ;)

Ещё в том же номере и газовая плита была, но я решил, что не буду утруждать себя переводом с финского инструкции к странного вида огнетушителю надобности в ней не обнаружилось.

Теперь самое время вспомнить про то, что дело происходит в общежитии, и понять, как отдельным студентам хорошо живётся. И мне тоже хорошо было :) Во всяком случае, в течение недели не обнаружилось ничего, чего бы мне не хватало.

Дело к концу, самое время чуть разбавить "бочку мёда".

Такая простая вещь, как урна, встречается здесь далеко не так часто, как хотелось бы. А плотность зелёных насаждений в Ювяскюля значительно выше, чем в других населённых пунктах, в которых мне случалось бывать. Результат налицо: если начать вглядываться в каждую травинку и песчинку, окурки и обёртки рискуют разрушить сказку, в которую только-только начинаешь верить.

Тут мало курят на улицах. Но, тем не менее, курят. Уж не знаю, местные или приезжие.

И пьяных шатается по городу мало. Но и они есть. В один из дней ко мне на улице подошла парочка не очень трезвых молодых людей и попросила (по-фински) 1-2 евро. На моё автоматическое "En puhu suomea", они быстренько смекнули, что к чему, и на вполне внятном английском (это к слову о владении языками) повторили просьбу. Так что потренировался по-английски излагать мысль о том, что, мол, "живу я тут совсем рядом, поэтому сейчас просто вышел погулять, а в кармане ни гроша не имею" ;)

Но в общем-то, так везде. На следующий день после возвращения домой мне понадобилось пойти на почту, и за буквально десять минут на улице я повстречал и окурки под ногами и на газонах, и пьяного, просившего "полкопейки"... А ещё очень много ворчащих людей на почте. Ворчали ли, по поводу или без, финны в течение недели моего пребывания в Ювяскюля, мне мои нынешние познания в красивейшем языке Страны тысяч озёр сказать не позволяют. А может, оно и к лучшему?

В качестве заключения остаётся добавить, что за минувшую неделю число уголков на нашей планете, в которых я был и где мне непременно хочется оказаться снова, увеличилось. А этих мест не так уж и много: навскидку в голову приходит ровно пять городов. Начиная с Ювяскюля, счёт перекинулся на пальцы второй руки.

Утреннее небо 14-го июля 2014 г. Дорога на вокзал

Комментариев нет:

Отправить комментарий