понедельник, 4 августа 2014 г.

Летняя школа по биоинформатике

Шесть дней этого лета я провёл в Летней школе по биоинформатике. Это было необычное, запоминающееся время, и, вернувшись в пятницу вечером, я понял, что сколько бы часов не было потрачено на воплощение воспоминаний в слова, это будет того стоить. Результат последних трёх вечеров перед вами. 

Попробую разложить по полочкам основные впечатления от школы. Надеюсь, каждый, кто читает эти строки, найдёт в написанном интересное для себя: тем, кто участвовал в летней школе, может оказаться любопытным увидеть чужими глазами то, что уже видели своими, другим - попытаться представить себе происходившее и порадоваться за нас :)

Боюсь, что за один раз этот текст не воспринимается, поэтому выбирайте вначале, о чём читать: на разделы рассказ дробился не зря!)

Ещё этому тексту очень не хватает фотографий, но сам я почти не снимал, а из людей с фотоаппаратами явно далеко не все выложили то, что у них получилось, в Сеть. Так что пока приходится ограничиться ссылкой на альбом, который, вроде, всем должен быть доступен.

Лекции


Их было... много. И это мягко сказано. Я бы мог сказать, что отвык от лекций за время больничного и академического отпуска (и это в точности так и есть), но к такому количеству информации в день я и не привыкал никогда, так что отвыкать было, в сущности, не от чего.

Воспринимать (или даже просто пытаться воспринимать) громадный объём незнакомого материала было нелегко. Даже пришлось на время школы снова разрешить самому себе пить кофе (обычно я стараюсь даже не смотреть в его сторону), чтобы встречать новые знания бодро, а не с клонящейся на бок головой.

Но это было и невероятно здорово! Лавина материала в те дни, когда особо и не приходится думать ни о чём другом, - то самое, что нужно, чтобы окунуться с головой в водоворот, к которому так долго присматривался и где теперь оказался. Надеюсь, надолго оказался

Для себя самого я мог бы разбить лекции на четыре типа:
  • обзорные лекции, понятные всем и каждому, играющие важную роль в формировании представлений о достижениях и задачах дисциплины, собравшей сотню человек в уютном местечке под Питером;
  • те, содержание которых было целиком или почти целиком биологическим, а потому, увы, плохо мне понятным. Наверное, если бы я начал сейчас классифицировать каждую отдельно взятую лекцию, то информатики, имеющие более впечатляющий биологический бэкграунд, чем я, часть лекций, моим решением попавших в эту категорию, отнесли бы к предыдущей. Что ж, такая классификация - тоже показатель уровня знаний. Надеюсь, со временем размер этой группы лекций будет сокращаться и для меня;
  • лекции, преимущественно состоящие из математических выкладок и/или идей;
  • лекции, понятные и важные не просто и для биологов, и для информатиков, а для значительно более широкого круга людей. Их сложно объединить каким-либо описанием, лишь если перечислить все. Назову в качестве примера мастер-класс, посвящённый тому, как в современном мире молодому учёному найти своё место, заниматься любимым, приносящим пользу делом, даже если на первый взгляд кажется, что в нынешних условиях это практически невозможно. Рассказ о том, насколько широки, а иногда и неожиданны, потенциальные перспективы приложения своих знаний.
Каждая из лекций была по-своему интересной, и, я уверен, что каждый для себя мог выделить особенно понравившиеся, настоящие жемчужины среди череды ярких и познавательных рассказов. Для меня такими жемчужинами оказались лекция о том, "Зачем и как надо делать презентации", и рассказ о некоторых подходах к полулокальному выравниванию последовательностей. Последнее выделить хочется за красоту представленных на наше обозрение алгоритмических идей (желающие могут ознакомиться тут или тут. Ключевые слова - Seaweed algorithm. Заодно я теперь узнал, как по-английски водоросль ;) И водоросли в названии очень даже кстати). 

К слову об алгоритмических идеях. Когда я в декабре 2013-го первый раз задумался, а не посмотреть ли мне в направлении биоинформатики (а в то время было совершенно непонятно, куда смотреть, хоть идей и было навалом), я руководствовался соображением о том, что, участвуя уже более 5 лет (на тот момент) в олимпиадах по программированию, было бы очень обидно не извлечь из этого никакой пользы в будущем. А в том, что идеи, витающие вокруг меня все эти годы, имеют хоть какое-то отношение к покрытой в описываемый момент завесой тайны дисциплине, я был уверен: название известной в кругах олимпиадников книги Дэна Гасфилда и сам факт наличия Rosalind'а как бы намекали... Решая весной задачки с вышеупомянутого "биотимуса", слушая записи лекций курса ШАДа об "Анализе символьных последовательностей с точки зрения биоинформатики" и курса, прочитанного год назад в рамках Computer Science Club'а, я убеждался в этом всё больше. И после шести дней в Летней школе по-прежнему убеждён в правильности мотивации своего выбора (и, соответственно, в том, что выбор также верен). Тут мнения со многими бывшими олимпиадниками разойдутся. И не потому что я пока ещё не "бывший олимпиадник", а, напротив, продолжаю получать удовольствие от процесса решения алгоритмических задач, а потому, как мне кажется, что в самих соревнованиях по программированию для нас на первых ролях всегда были разные составляющие. Для меня это не азарт и не скорость, и не умение как можно более оптимально реализовать почти или совсем стандартную идею. Если не это, то что же? Ответ на этот вопрос кроется за задачами, ключ к решению которых в синтезе известных идей (часто очень далёких друг от друга) и рождении из них идей новых, таких, которые не найдёшь ни в одном классическом томе, посвящённом алгоритмике. Да, эти идеи уже появились, как минимум, в голове автора задачи, и на это мне справедливо указал один человек, придерживающийся (точнее, придерживающаяся) противоположного мнения о взаимосвязи того, чем я занимался последние 6 лет и буду заниматься ещё какое-то время, и той области, первые шаги в которой сделал совсем недавно. Но разница для нас, участников соревнований, лишь в том, что мы уверены: задача может быть решена, раз она предложена на олимпиаде. Процесс же поиска подходящих идей и формирования из них новой нам приходится проводить с нуля, не пользуясь никакими подсказками. А разве не таким же образом в науке приходят к решению тех задач, которые решать не умеет никто?

Перечислю для таких, как я, разделы или конкретные идеи, встречавшиеся мне в том или ином виде раньше и упоминавшиеся в ходе лекций Летней школы, чтобы и к вам пришло осознание того, как всё взаимосвязано и какие подчас неожиданные области применения (подразумеваю биоинформатику в данном случае) могут находить известные нам идеи.
  • машинное обучение;
  • ДП по подотрезкам (правда, акцента на том, что это так называется, не было, но не олимпиаднику (с большим стажем ;)) его не узнать);
  • скрытые марковские модели (спасибо упоминавшемуся выше курсу ШАДа);
  • граф де Брюйна (даже помню, что знаю о нём с контеста Виталия Неспирного на Харьковской зимней школе. Не помню, какого года, но важно ли?);
  • Robotic Arm Problem (из теории автоматического управления);
  • генетические алгоритмы;
  • метод Монте-Карло;
  • контекстно-свободные грамматики;
  • и бесспорный лидер нашего хит-парада - FM-index! Привет параллели A+ ЛКШ.Зима-2011/2012. Кажется, 2,5 года назад про него рассказывали на той же лекции, что и про замечательнейшую суффиксную тележку (осталось ещё и про неё узнать, что она где-то тоже находит применение). Ещё тогда, наверняка, было много предположений, кому и зачем это может понадобиться. Может, как оказывается.
Если я правильно услышал/прочитал некоторое время назад, записи лекций будут в свободном доступе, и я уверенно могу порекомендовать каждому, кто задумывался, как я, когда принимал решение поучаствовать в отборе на Летнюю школу, а не попытаться ли ему познакомиться с тем, чем, зачем и как занимается биоинформатика, как минимум, все те лекции, где не было слишком много биологии (по которой мои знания на сегодняшний день, увы, слишком скудны) и математической статистики (в случае с которой мои знания до школы описываются очень лаконично, одним символом. Встречайте этот символ: 0). А лекции, полные биологии или статистики, я, думаю, тоже смогу порекомендовать широкой аудитории, но позже. Когда явственно видишь пробелы в своих знаниях, видишь и вектор развития на ближайшую перспективу. Одна из первоочередных задач - двигаться вдоль этого вектора. А дальше вновь прослушать именно те лекции, в которых не было понятно практически ничего, и, надеюсь, осознать то, как в корне изменилась ситуация, а заодно и то, что и эти лекции тоже стоит рекомендовать всем интересующимся.

Кстати, если бы пару лет назад кто-то показал мне этот сертификат и сказал, что я тоже получу такой в обозримом будущем, я решил бы, что либо собеседник видит меня первый раз в жизни, либо он слегка не в себе (особое внимание зелёного цвета тексту в нижней части рамки). Но время идёт, и взгляды меняются! 


Проект


Изначально я не собирался принимать участие ни в каком из предложенных научных проектов, потому что, почитав ещё дома их описание, увидел слишком уж много непонятных слов. Мои намерения в корне изменились в первый день школы, на представлении проектов. Спасибо за то, что возможность поучаствовать была создана и для тех, кто почти ничегошеньки не знал. За то, что имелся проект, основным и едва ли не единственным требованием к участникам которого было желание разбираться в чём-то новом для тебя (да ещё за то, что отсутствовало ограничение на размер группы, работающей над проектом). Как только я услышал о том, что такая прекрасная возможность есть, выбор был очевиден: всё-таки одно дело слушать лекции, совсем другое - ещё и самостоятельно что-то делать. Ведь нет лучшего способа чему-то научиться, чем практика.

Задачей нашей группы было повторить работу учёных по выяснению причин эпидемии, бушевавшей в Европе в 2011-м, а точнее, понять, что не так с имеющимся у нас образцом ДНК необычного штамма кишечной палочки.

Впечатление от процесса, к сожалению, чуточку смазалось техническими проблемами. Первая, общая для всех, проблема - Wi-Fi, отказывавшийся выдерживать коллективный напор. Десятка за два попыток подключиться к нему в первые два дня успешными для меня оказались только три, да и те представляли собой лишь временный успех: через десять-пятнадцать минут Интернета вновь не было.

Оставшиеся технические проблемы упирались в мою неопытность в работе с Linux'ом и c виртуальными машинами. Делать так, чтобы виртуалка "видела" флешку, я так и не научился; а увидеть из-под виртуальной машины общую с host-системой папку меня научили за пару дней до конца школы. Видимо, чтобы быстрее нашёлся человек, который сумел бы это сделать, нужно было побольше жаловаться всем окружающим на то, что ничего не выходит...) А я долгое время пытался разобраться сам, затем дважды неудачно обратился за помощью, сник и решил справляться без возможности передавать файлы между Windows и Biolinux (благо, Интернет в какой-то момент всё-таки позволил скачать два файла суммарным объёмом 1,5 Гб, без которых работу было не начать. Больше так хорошо он не работал ;) ). Самый замечательный у этой истории конец: человек, благодаря помощи которого Biolinux "увидел" расшаренную ему несколькими днями ранее папку, был в той же команде, что и я, и общались мы каждый день. А вот попытаться обратиться за помощью я догадался поздновато... :)

За два дня до представления проектов ко мне пришло осознание того факта, что мой вклад в командную работу всё ещё на нуле. И несмотря на безусловную пользу для себя, которую мне уже удалось извлечь, пора было уже и самому что-то сделать, а не только повторять уже достигнутый результат с помощью коллег. Написание скрипта, автоматизирующего процесс запуска использованных программных пакетов и анализа результатов их работы, выглядело логичным дополнением к проделанной командой работе. Времени хватило только на малую часть, а потому в ближайшее время пора будет сесть дописывать. Никому, кроме меня, это уже не нужно, но, кроме ощущения законченности работы, процесс должен будет ещё и с точки зрения программирования оказаться полезным: реализация отдельных моментов потребует от меня много гуглить (что может быть проще со стабильным Wi-Fi?! ;) ), а когда много гуглишь по делу, результат в голове откладывается и потом может случайно пригодиться.

Сам день представления вышел чересчур сумбурным. В четыре утра я решил, что сон больше, чем скрипт, заслуживает моего внимания. В начале десятого понял, что два часа назад, как было запланировано, я всё-таки не проснулся. Учтя это, чуть уменьшил поставленную перед самим собой задачу на утро, но и тут прогадал: подвели внезапное исчезновение из расписания одной из лекций (во время которой я и собирался довести работу до промежуточного финиша) и сдвиг представления проектов. И выводы, вроде, налицо, да только так всегда, а выйти на финишную прямую заранее всё равно никогда не получается.

Пара фраз, сказанных со сцены на представлении нашего проекта, а точнее, сопутствующие им внутренние ощущения, наталкивают на мысль, что у меня не боязнь сцены, а боязнь микрофона (хоть на школьные кружки по программированию приходи с микрофоном, чтобы преодолевать её... ;) ). Ровно до того момента, пока этот страшный предмет не оказался у меня в руках, всё было превосходно (то есть я прекрасно понимал, что и как говорить и куда смотреть), и тут - на тебе! Впрочем, после нашего выступления мне неоднократно сказали, что "со стороны всё выглядело нормально", что не может не радовать :) А со внутренней паникой непременно справлюсь: чтобы не я боялся микрофона, а он - меня ;)

Представление проекта в целом вышло на славу: хорошо, когда в команде есть человек, действительно умеющий хорошо говорить!

Подводя черту, хочется ещё раз сказать: "Спасибо!" - замечательной команде и нашему замечательному руководителю, благодаря которым те загадочные манипуляции, описание которых я впервые увидел в GoogleDoc'е, посвящённом нашему проекту, постепенно наполнялись для меня смыслом.


Social and sport 


Именно это словосочетание фигурировало в расписании школы каждый вечер за исключением последнего. Я же напишу не только о части проходивших по расписанию массовых развлекательных мероприятий, а вспомню и самые разные фрагменты минувшей недели, которые не укладываются в два предыдущих раздела.

Представьте: людям предлагают разбиться на пары, выбрав наименее знакомого среди всех присутствующих человека (одновременно и простой, и сложный выбор: на тот момент почти все участники школы мне были "наименее знакомы"); далее пары образуют два круга, причём во внутренний встаёт тот человек из пары, у кого длиннее волосы. Что за странную картину я описываю? Это преддверие одного из самых нетривиальных способов познакомить людей друг с другом из всех, что мне доводилось видеть. Продолжаю: в парах люди представляются друг другу, а затем общаются буквально минуту, причём тема разговора задаётся ведущим. По команде "Контиг!" круги смещаются друг относительно друга (то есть составы пар меняются), и процесс начинается по новой с точностью до смены темы разговора. А темы были самые разные, и от банальных рассказов о том, из какого кто города и где кто учится, мы вскоре перешли к рекомендации друг другу интересных книг, рассказам о поразившим нас в последнее время научных открытиях, и т.д. ... Так что процесс знакомства оказался интересным и информативным, и уже не так важно, что о том, как зовут добрую половину людей, с кем я только что общался, я умудрился забыть почти сразу...)

А слово "контиг" в ближайшие дни стало едва ли наиболее часто употребимым :) Как в своём настоящем значении, о котором рассказал выданный каждому участнику из потока информатиков глоссарий наиболее важных для нас биологических терминов (невероятно ценная для таких, как я, вещь), так и в других ситуациях. Например, "контиииииг!" оказался превосходной заменой давным-давно набившему оскомину "cheese!" при фотографировании. 

После нестандартного коллективного знакомства и последовавшей за ним игры, "моделирующей экономику", которая, в сущности, имела под собой те же самые цели, что и предыдущая часть развлекательной программы, я уже подумывал, а не лечь ли мне спать, и совсем не предполагал, что вечер совершенно замечательным образом затянется. Надолго затянется... ;) Первым поводом к этому стала шляпа. Моими стараниями ещё несколько человек узнали об ЛКШатском приложении и опробовали его на деле. Правда, по моим ощущениям, не впечатлились. Жаль, что не удалось сравнить на контрасте с традиционной шляпой с листочками: больше в игру, чем дальше, тем в большей мере становящуюся одной из моих самых любимых, увы, не играл. И интересный вариант игры, из трёх разных этапов, о котором мне впервые довелось услышать в тот самый вечер, на практике тоже не удалось опробовать (для интересующихся вкратце об этапах: 1) шляпа; 2) гибрид шляпы и крокодила; 3) шляпа с объяснениями, ограниченными одним словом каждое. Всё это ровно в таком порядке на одном и том же наборе слов, чтобы на второй и третьей стадиях пользоваться и тем, что слова, а также способы их объяснить, уже известны).

Вновь отвлёкся я... Возвращаюсь к шляпе в первый вечер. Нечасто доводится играть в настолько "разношёрстной" компании. И дело совсем не в том, что в нашем маленьком кругу собрались представители сразу трёх стран, а в том, что как в объяснениях биологов, так и в объяснениях информатиков временами так и отдавало профессиональной деформацией. Но на пары-то мы разбивались случайно, как сели, а оттого друг напротив друга далеко не обязательно оказывались биолог и биолог или информатик и информатик. Тем интереснее шла игра :) Жалею, что тогда не было с собой какого-нибудь блокнотика, чтобы фиксировать наиболее потрясающие объяснения (а кандидатов на эту роль было хоть отбавляй!): в моей голове такое, увы, не задерживается. Единственная засевшая с той игры в голове цитата прозвучала в паузе и касалась того, что мои "объяснения слишком литературны". Ну не виноват я: уж какие слова подряд попадаются, такие и объяснения!)

К слову о цитатах. Меня раньше никогда не называли "программистом-гуманитарием"... Настоящие гуманитарии с этим бы ни за что не согласились, но раз в пределах досягаемости их не было, то я не мог не воспользоваться таким определением как поводом для радости :)

Шляпа закончилась, мммм, не рано. А впечатления от первого дня и не думали, что пора бы уж перестать прибывать. Венчала вечер-ночь прелюбопытнейшая беседа, длившаяся больше двух часов. В этом месте передаю отдельный привет ночным собеседникам годичной и трёхгодичной давности! Те, кого я имею в виду, поймут, если будут это читать)) 

Объясните, почему беседы в то время, когда, вроде бы, уже очень хочется спать, получаются намного живее и интереснее? И ведь каждый раз так! И каждый раз никаких намёков на то, что разговор может логически завершиться...) Даже удивительно, что в какой-то момент мы всё-таки поняли, что неплохо было бы и отдохнуть перед надвигающимся днём, в программе которого фигурировало аж семь лекций. 

Вы когда-нибудь участвовали в командной игре по сборке мини-генома вручную?) Если нет, то желаю вам когда-нибудь поучаствовать: это игра, а потому знать о биоинформатике не нужно решительно ничего, и это весёлая, невероятно живая игра, хотя со стороны выглядит, пожалуй, примерно также нелепо, как и описанное несколькими абзацами ранее знакомство. В копилку впечатлений то, что команда наша состояла из шести информатиков (вопрос на засыпку: как называлась наша команда?)). По-хорошему, представителей обоих потоков должно было быть поровну. И знаете, что бывает за подобное вопиющее нарушение правил? Дисквалификация банальна, поэтому у нас отобрали скотч... :) ). 

Времени для общения, конечно, не хватило. Тем больше будет желания продолжать общаться после школы, верно? В дни школы разговоры были короче и спонтаннее, чем это обычно бывает, но оттого ничуть не менее интересными. Такие разговоры, что поразительно, часто лучше запоминаются. Как-то раз во время кофе-брейка: "А ты случаем не из 239?" Автор вопроса могла на тот момент руководствоваться только тем, что я из Питера и с потока информатиков (а моя футболка "Малый физфак" тоже не очень-то походила на содержательную подсказку, и скорее, должна была подсказать совсем иное), так что предположение смахивает на магию. Это наша особенная, ФМЛовская, магия - почувствовать, что собеседник (то есть я) закончил ту же школу, что и ты, разве что не в 2005-м, а на семь лет позже.

Сразу несколько раз поводом для начала спонтанной беседы являлся беглый взгляд в мой конспект. Что ж, теперь чуть больше людей знают о Mind-mapping'е. А те, кто знал и так, знают, что есть и те, кто его пытается применять.




За сим почти всё, что касается "Social", настало время для пары слов про "... and sport".

Каждое утро для всех, желающих поучаствовать и способных проснуться чуточку пораньше, проходила зарядка. Меня на неё хватило, увы, только в первое утро. И дело далеко не только в том, что не каждый раз легко удавалось подняться, а скорее в том, что у меня не вполне сложилась картина того, как бы успеть сходить на зарядку, прийти после неё в себя (зарядочка-то была отличная, не для сонных!) и позавтракать до встречи по проектам. И даже после того, как было объявлено, что бодрящее утреннее мероприятие будет начинаться на 15 минут раньше, у меня всё равно не появилось впечатление, что реально всё успеть и при этом не превратить утро в самое суматошное время суток. Поскольку зарядка была единственным, чем можно было пожертвовать, пришлось так и сделать.

На футбольном поле я оказался ровно один раз: в ту самую, единственную для меня, зарядку. До других спортивных площадок на территории загородного отеля "Райвола" и не добирался. До озера... Впрочем, нет, вначале по порядку о вечере заключительном.

В четверг после отличной лекции о написании научно-популярных статей в расписании вместо традиционного "Social and sport" фигурировала "Вечеринка окончания школы".

Общая картина: пруд, большой шатёр, в нём на столах самая разнообразная еда (например, арбузы, дыни, мороженое ;) ) и напитки. Стандартное аудиальное дополнение из музыки, в основном традиционной исключительно для дискотек, но встречалась и вызывающая у меня куда большую симпатию латина. В общем, дополнение стандартное, но далеко не однообразное, как иногда бывает (не буду никуда передавать привет, чтобы никто не обиделся). Картина законче... нет-нет, я же совсем забыл про людей! Люди! Улыбки, смех, разговоры! Разговоры всё такие же короткие и спонтанные, как во время школы, касающиеся самых разных тем, непременно оставляющие в памяти свой след. В те часы мало кто думал о том, что надо бы доделывать проект, который предстоит представлять на следующее утро. В те часы себя реабилитировала социальная составляющая школы, которую прежде удавалось замечать, пожалуй, не настолько часто, насколько хотелось бы.

Перехожу к личным впечатлениям. Их можно было бы описать четырьмя словами: хастл, озеро, песни под гитару, Alias. Но если вы ещё читаете, вам должно быть понятно, что предыдущее предложение не про меня :) Так что, как обычно: обо всём по порядку...)

Как приятно было первый раз с осени (а если быть точным, аж с 26.09.13) потанцевать! И как неожиданны обстоятельства (в смысле, Летняя школа по биоинформатике), при которых этот первый раз случается! И сколь бы странным не казалось, что о неожиданности пишет человек, который сам приглашает девушку и предлагает научить её танцевать хастл (не впервой, впрочем), не скажете же вы, что вы никогда не совершаете неожиданных для самих себя действий? ;) Есть что-то в том, чтобы удивлять самого себя...)

К сожалению, уйма эффектных фигур и поддержек с осени была забыта (а кто ж знал, что неплохо было бы подготовиться, посмотрев какие-нибудь видеозаписи или полистав собственные заметки по теме? ;) ), и ничего сложнее простого варианта "верёвочки" так и не вспомнилось. Но танцы - такая чудесная штука, что удовольствие можно получать (точнее, нельзя не получать) и без особой эффектности.

Радует, что я не совсем разучился. Хотя вот разучиться ронять партнёршу на элементарной поддержке было бы очень кстати, но, увы, пока и не без этого...

Радует, что вокруг не было ничего вертикального, способного отражать. То есть, до тех пор пока фотографии не опубликуют, меня радует, что я не знаю, что у меня было с осанкой, с плечами, с положением рук, и т.д., и могу верить в то, что всё было хорошо :)

Здорово смотреть на девушку, которая, ещё десять минут назад не зная, что такое хастл, и быстро поймав темп основного движения, двигается уж точно плавнее и изящнее тебя (для такого утверждения мне ни зеркало, ни фотографии не нужны: я слишком много в зеркало смотрел раньше, чтобы понимать, что лучше стать не могло :) ). Занятия танцами в прошлом, конечно, помогают: не в первый раз мне удаётся убедиться в этом на чужом примере.

Ещё я узнал, что партнёров, оказывается, тоже иногда "крадут" :) Стоило единственной танцующей паре (то есть нам) привлечь внимание, как вскоре обнаружилась девушка, занимавшаяся хастлом в прошлом. Человек, учившийся хастлу в Москве, танцующий при этом основной шаг по питерской школе, - ещё одна часть неожиданных впечатлений того вечера.

На смену танцам пришла коллективная прогулка к озеру. В отличие от доброй половины людей, предпочитавших воду суше, я ограничился тем, что впервые увидел водоём, совсем неподалёку от которого уже 5 дней жил :) Очень к месту в тот час пришёлся вопрос, как так получилось, что впервые. Как тогда не знал, что ответить, так и сейчас... :) Нет, конечно, времени не было, но это же не аргумент, раз были те, кто и все лекции посещал, и в проекте участвовал, и до воды находил время добраться. Впрочем, возможно людей гнало желание спастись от жары, а мне и жара не особо запомнилась, потому что в конференц-зале и в комнате в гостинице было сравнительно хорошо, а на улице я появлялся нечасто.

В довесок к прочим впечатлениям: стоишь себе у озера, никого не трогаешь, и тут на тебя буквально налетают люди, которых ты и как зовут не знаешь / не помнишь, и... рекомендуют книжку! Расхвалили произведение так, что я теперь его уж точно прочитаю, а наиболее забавен в этом тот факт, что, начав читать, я непременно вспомню, где и при каких обстоятельствах первый раз об этой книге услышал)

На берегу я встретил наступивший август. А первое впечатление, связанное с последним летним месяцем, - песни под гитару возле пруда, куда народ постепенно стёкся вновь. Очередное "впрыскивание" мотивации учиться играть самому; много самых разных песен: как хорошо знакомых, так и впервые услышанных.

Закрыл для меня вечер, почти перетёкший в утро, Alias, в который я не играл уже очень давно. Наша команда победила, и хотя, как показала та игра, принять участие в победе и внести в неё весомый вклад совсем не одно и то же, но побеждать в любом случае всегда приятно :)

В заключение


Удивительные шесть дней! Новые знакомые, с которыми надеюсь ещё не раз встретиться, несмотря на расстояния и государственные границы! ;) Новая область, первые шаги под своды которой так и побуждают делать следующие! Всё это ещё и в по-настоящему превосходных бытовых условиях (один шведский стол три раза в сутки чего стоит!), на описание которых попросту не хватило букв)

Огромнейшее спасибо всем-всем, благодаря кому всё вышеописанное оказалось возможным: организаторам, спонсорам, волонтёрам, спикерам!!! И всем участникам! В частности, и тем, с кем из-за игравшего в прятки свободного времени даже не довелось столкнуться и пообщаться в эти дни: ведь всё ещё впереди!


P.S. Возвращаясь к вступительной части, "почти" не "совсем", так что горсточка слабо связанных друг с другом фотографий моего авторства тут всё-таки тоже будет:





Очередь из биоинформатиков, ожидающих, когда дети освободят батут и наконец дадут взрослым попрыгать!



Комментариев нет:

Отправить комментарий