среда, 12 ноября 2014 г.

Итоги сентября и октября в одном флаконе, или как много букв выходит, если лишь раз пропустить ежемесячный рассказ-отчёт

На рубеже сентября и октября моё свободное время пребывало в свободном падении (нехороший вышел повтор, но в каком же ещё? Оно же свободное ;) ), поэтому традиционные "Итоги месяца" для первых трёх осенних декад задерживались. Задерживались до такой степени, что когда к середине октября пост ещё не был дописан, я решил, что один раз традицией можно и пренебречь. К тому же, это дало повод испробовать новый формат: на сей раз, подводя итоги за два месяца сразу, я смогу в каждом контексте сравнить результаты своей деятельности за сентябрь и октябрь друг с другом.

Начну с пары оговорок.

Центральное (в точности - в идейном смысле, и почти - во временном) событие сентября для меня - это, конечно, поездка в Париж. О ней здесь я упомяну только вскользь пару раз, потому что всё ещё надеюсь довести до завершения текст о неделе, проведённой в столице Франции, и поделиться им с вами.

О чём ещё здесь будет сказано намного меньше, чем можно было бы сказать? О языках. В силу целого ряда обстоятельств формат моих самостоятельных (и не совсем самостоятельных...) шагов на пути (или в поисках пути?) совершенствования сильно изменился. Точнее, изменяется. В моих планах подвести под этой существенной частью своей деятельности промежуточную черту в январе (ориентировочно), пока же не буду особенно распространяться и оставлю детали под покровом тайны ;)

Формат "Итогов ..." изменений за два месяца не претерпел, а потому - к традиционным контекстам.

Здоровье


Пробежек в сентябре удалось совершить три. Каждая - всего по 9-10 км, но для поддержания формы и такой дистанции вполне достаточно. Хотелось бы чаще, но время не склонно считаться с моими желаниями... Позитивный момент - средняя скорость на последней пробежке чуть-чуть не дотянула до 11 км/ч. Случилось это в последний день сентября: прохладный воздух и моросящий время от времени дождь сделали своё дело, не дав расслабиться и снизить взятый с самых первых метров хороший темп.

Бег в последнее время стал для меня основной формой нагрузки, но отнюдь не единственной. Беда лишь в том, что нагрузка вновь выпадает только на ноги: один подход к перекладине за месяц можно не учитывать... А за ноги, помимо бега, есть ещё два повода порадоваться.
  • В первую очередь, даже несмотря на то, что за неделю в Париже я (!) 19 раз воспользовался местным метро, на ногах почти без перерывов я был с утра до вечера и проходил, бывало, километров по 15. В Питере такую роскошь себе позволить редко удаётся, хоть пока и пытаюсь (не в таких масштабах, конечно).
  • Во-вторых, как раз в конце сентября исполнился год с моего на данный момент последнего появления в танцевальной студии "Джайв-стрит" на занятиях хастлом. Времени, чтобы вновь регулярно посещать их, в ближайшей перспективе не предвидится, но это не отменяет того, что:
    • танцевать хочется,
    • и изредка удаётся улучить возможность это сделать. Следом за тем, как танцы на вечеринке Летней школы по биоинформатике, стали последним (с хронологической точки зрения) впечатлением июля, во впечатлениях сентябрьских танцы фигурируют аж дважды ;) Оба раза снова на открытом воздухе: первый раз - на набережной (спойлер-спойлер!) Сены, а второй раз - уже в более очевидном месте - на Стрелке Васильевского острова. Вот они, два лучших вечера сентября!

В октябре, как ни грустно, не удалось нагрузку увеличить.

Две пробежки (ну почему, почему первая из них пришлась только на 21-е число?!): всего восемь километров в первый раз: результат ниже среднего, но для первого за полтора года раза при температуре в районе нуля, под мокрым снегом к тому же, вполне сойдёт, - и десяточка восемью днями позже, сразу после резкого потепления, градусов на 10-15 за сутки (а я уже свыкся было с мыслью, что до марта-апреля бегать предстоит на холоде).

Традиционный один подход к перекладине... Совершенно неожиданно с лучшим за год результатом (8). В августе были хоть какие-то намёки на регулярность, теперь они улетучились, нагрузка на руки резко уменьшилась, а результаты растут. Не то чтобы я собирался делать из этого какие-то выводы, но...

Биоинформатика и около того


Сентябрь: негусто с результатами. Уже за первые дни октября таковых накопилось больше, чем за первые тридцать дней осени.

Стоит разве что отметить, что в качестве практики в рамках Computer Science Center я, как и хотел ещё с конца июля, участвую в проекте Института биоинформатики. Первые подробности о нём я узнал как раз в последний день сентября, впервые побывав в Центре геномной биоинформатики СПбГУ им. Ф.Г.Добржанского. 

Как я и рассчитывал, мне удалось не забросить эту область, первое серьёзное погружение в которую я совершил всего за два с небольшим месяца до вышеупомянутого момента, надолго. И это, безусловно, хорошая новость.

А вот проект пока в восторг не приводит. Но не буду спешить с выводами.

Кстати, в октябре я аж два дня подряд посещал лекции в университете (что не случалось, ох, как давно!). Правда, стоит уточнить, что не на том факультете, на котором стоило бы ожидать, а на биофаке ;)
По вечерам на протяжении пяти дней там в рамках биосеминаров проходили лекции учёных David Moreira и Purificación López-García из Университета Южного Парижа. К сожалению, свободными вечерами на той неделе я располагал только в понедельник и во вторник. Но и три лекции (вместо семи) не ноль. Почерпнул для себя много нового и интересного. Темы лекций переписывать не буду: программу мини-курса можно посмотреть по ссылке. Следует сказать, что хоть разговор шёл про зарождение жизни и эволюцию и, к тому же, на английском, понятна мне всё равно была большая часть материала. Это радует :) Ещё одно маленькое радостное наблюдение не по теме: правильное понимание смысла с очень сильным и непривычным акцентом сказанного английского слова приходит ко мне раньше, чем осознание того факта, насколько неверно произнесены отдельные звуки.

25-го октября в Институте биоинформатики необходимо было представить промежуточный отчёт по проекту. Не сказать, что успелось к тому моменту очень уж много. Но каких-то результатов и я, и коллега-биолог достигли, так что рассказать нам было о чём. Лучший аргумент тому в подтверждение - это то, что в отведённые на выступление 9 минут мы не сумели уложиться ;) А вот как воспринимать то обстоятельство, что мы были одной из немногих групп, которой не задали ни единого вопроса, я так и не определился. Всё настолько понятно или сделано настолько мало, что не о чем даже спросить?

До итогового отчёта, который состоится 13.12.14, осталось чуть больше месяца, а это всего ничего. Выводы налицо.

Шахматы


Здесь отныне и впредь два аспекта - участие в турнирах и учебная составляющая.

На турниры по классическим шахматам в течение учебного года элементарно не хватит времени, зато это превосходный момент, чтобы попробовать себя в рапиде и блице: один-два вечера на турнир далеко не так сложно встроить в собственный график, как, скажем, девять подряд идущих.

До сентября в рейтинговых блиц-турнирах я не участвовал (и вообще с контролем 3'+2''/ход не играл): так же, как до конца июня не играл в рейтинговых рапидах. Но всё когда-нибудь случается в первый раз, а иногда и почти сразу во второй.

Итого:
  • 5/11 в 14-м этапе Кубка СПб по блицу 2-го сентября, буквально через 12 часов после возвращения из Петрозаводска. Как настоящий любимчик жеребьёвки, я, и так не очень уверенно идя по турнирной сетке, сыграл, в числе прочего, с международным гроссмейстером и международным мастером. А в блице, знаете ли, случается так, что хладнокровие в безнадёжной ситуации обыгрывает опыт. Мне почти удалось подтвердить это на практике. В середине партии 6-го тура подавляющее преимущество буквально за несколько ходов перешло ко мне, и я был буквально в шаге от первой в жизни победы над гроссмейстером. Но нет, именно в этот момент надо было как последнему начинающему сделать невозможный ход (за него в блице, в отличие от классики, присуждается автоматическое поражение)... Подвело хладнокровие :)
  • 4,5/11 в массовом турнире в рамках мемориала Генриха Михайловича Чепукайтиса, 7-го сентября, меньше, чем за сутки, до вылета из Пулково в аэропорт Paris-Charles-de-Gaulle. Соперники послабее (за исключением первого тура, в котором жеребьёвка столкнула меня с обладателем фантастических 2600 с чем-то пунктов Эло в блице), самочувствие получше (во время этапа Кубка СПб приобретённая в Петрозаводске простуда мне довольно-таки сильно мешала, но желание сыграть было превыше), а вот уровень игры мой - похуже. 
  • Блицем, как своеобразным тестом шахматиста на психологическую устойчивость, я проникся. Во многом, благодаря пролистанному-прочитанному "Спринту на шахматной доске" (как раз таки Г.М.Чепукайтиса). Рейтинг в блице отдельный, для меня он за минувший месяц упал в глубокую яму, но я уверен, что дела в будущем и тут пойдут в гору, как пошли в июле-августе в классике :)
Следующие два турнира - в октябре.
  • Непривычно длинный - аж 13 туров за один вечер - блиц в рамках мемориала М.И.Чигорина. 215 участников, из них почти четыре десятка международных гроссмейстеров. С учётом этого тот факт, что за 13 туров мне в противники выпали IM, FM и дважды WIM, а также 9 человек без титулов следует воспринимать, скорее, как везение, чем наоборот. Несколько обиднейшим образом упущенных возможностей, несколько чудом завоёванных побед во вчистую проигранных партиях, неплохое для моего уровня продвижение по турнирной сетке и обидно сорванная концовка - три поражения подряд. Итого: 5 очков из 13 и приблизительно три десятка пунктов прибавки к рейтингу: на сей раз проигрывал я только тем, чей рейтинг был существенно выше моего (к тому же не всем таким оппонентам я уступил).
  • И 17-й этап кубка СПб по блицу. 5 из 11, причём сложился мой результат из 4 побед в 10 не самых впечатляющих партиях и очка, полученного даром в пятом туре, когда я оказался в таблице ниже всех тех, кто ещё не пропускал партий. А число участников было нечётным, поэтому каждый тур кто-то должен был пропускать. Согласно одному из принципов, лежащих в основе "швейцарки", пропускает тот, кто идёт на последнем месте. В пятом туре настала моя очередь. Для турнирного положения такой пропуск равноценен победе, на рейтинг же не влияет никак.

А учебная составляющая, начиная с 26 сентября, главным образом, упирается в посещение занятий сборной СПбГУ на мат-мехе. Теперь такая у меня будет физкультура дабы:
  • не растерять набранную за лето форму, а наоборот, продолжать совершенствоваться! Тем более, что из всей группы я один из самых слабых на данный момент, так что условия для развития просто идеальные.
  • не пытаться окольными путями добиться того, чтобы мне разрешили заниматься двигательными видами. Я и в предыдущие-то два года еле справлялся с этой задачей, а теперь каждый преподаватель, кто раньше почему-то не придирался к моему слабому зрению, сами понимаете, найдёт, к чему придраться. Заботиться же о физической форме вполне можно и без физкультуры.
Арифметика выходит необычная: занятия проходят два раза в неделю, но с 26-го сентября по конец октября, включительно, побывал я только на четырёх. Дни, время и место не самые удобные, так что чаще пока не выходит.

А занятия нравятся! Нравятся атмосферой, нравятся разноплановостью содержания. Ну и вообще, если с турнирами я уже вполне свыкся, то вспоминать, каково это - заниматься под чьим-то руководством в составе группы - только начинаю. Это оживающее впечатление - из приятных.

Есть ещё один аспект касающийся учебной составляющей - шахматная литература. Об одной книжке уже упомянул выше. В последнее время нашёл и ряд других, обещающих быть интересными и полезными (вообще, их и дома с давних пор больше (!) сотни. А вот "интересных и полезных", на мой взгляд, среди них мало. Нет, конечно, если проработать их все, польза может быть колоссальная, но это задача не из выполнимых. А то, что находится в Сети, из написанного, в основном, в последние годы и из непереведённого, представляется более ценным). Но:
  • времени не очень много;
  • пока плохо ищется баланс между подбором информации и её использованием. Первый аспект недопустимо сильно преобладает (и это, к сожалению, можно обобщить и на некоторые другие мои занятия, а не только на шахматы);
  • не совсем понятно, как в условиях ограниченного времени найти золотую середину между поверхностным чтением книги и вдумчивым разбором каждой приведённой партии/позиции на доске.
В следующие месяцы обязательно расскажу, удалось ли мне организовать регулярную, пусть и короткими рывками, работу с шахматной литературой, а также поделюсь интересными особенностями отобранных книг.

Программирование


Без деления на месяцы, ибо трудно его осуществить.

Спортивное:
  • Тренируемся, почти что регулярно. Заглядывая чуть вперёд, в ноябрь, не зря тренируемся. 
  • XXXIX Чемпионат СПбГУ принёс нам третье место. Для меня это 11-й чемпионат университета и лучший результат за все 11 участий.
  • С начала октября возобновились занятия школьных кружков СПбТЦ СПбГУ. На сей раз я пытаюсь поделиться как можно большей частью своего опыта с группой B, то есть, с незначительными изменениями, прошлогодней C, теми ребятами, кого я чуть больше полугода уже учил. Пытаемся разнообразить процесс, внося в занятия элементы, с которыми раньше на кружках не сталкивались. С переменным успехом, но получается. А вот посещаемость, в отличие от осени прошлого года, просто никакая :( 

Прочее:
  • Продолжаю работу над базой заданий для Codefights (подробнее о нём рассказывал в предыдущих "Итогах ..."). В декабре тех, кто не любит JavaScript, но проникся идеей, лежащей в основе проекта, ждут приятные нововведения ;)

Computer Science Center


В отличие от предыдущих двух семестров, на сей раз я решил не предпринимать попыток сдать за полгода пять курсов, а ограничился тремя. Надеюсь, на сей раз удастся с тремя сданными и закончить (прошлые семестры заканчивал с 2-мя и 4-мя, соответственно).

Начало вышло средненьким, отнюдь не идеальным. С другой стороны, когда наконец-то будут проверены те весьма многочисленные домашние задания, результатов которых я с нетерпением жду, быть может, моя оценка собственной деятельности изменится в лучшую сторону.

Университет


За конец сентября - начало октября я успел побывать на каждой из практик и почти достиг желаемого: на данный момент от того, чтобы мне переставили полученные в прошлом году четыре зачёта из пяти меня отделяет только одна задача по дифференциальной геометрии. В прошлом году для получения зачёта мне требовалось решить три. Беда в том, что это задача по дифференциальной геометрии. Честно говоря, про свои три задачи в прошлом году даже вспоминать не хочется.

А вот матанализ, до зачёта по которому в прошлом году я не дожил одного дня, оставляет двоякое впечатление:
  • С одной стороны, мне безумно нравятся пары. Не особо любимый мной предмет, действительно, начинает мне нравиться.
  • С другой стороны, система получения зачёта выглядит, пожалуй, чересчур жёсткой, а если ещё и принять во внимание свои собственные предполагаемые результаты по двум написанным контрольным и чуть ли не десятку самостоятельных, то становится немного грустно... Это всё притом, что на парах я практически всё понимаю, ни одного занятия, начиная с последней недели сентября, не пропустил (в принципе, до начала октября я был в академическом отпуске) и что-то делаю дома (возможно, следует делать больше). Когда разбирают самостоятельную, я тоже всё понимаю. А вот чтоб взять и решить - нет, что-то мешает (применительно к первым самостоятельным верно было утверждение: "ой, я забыл всё, чему меня учили в 11-м классе и в прошедшие для меня три семестра!" Затем оно сменилось на "я не понимаю, как дойти до этого решения, хотя хорошо понимаю каждый его шаг")... Короче говоря, пока успехи так себе, но хочется надеяться, что это исправимо и исправится со временем.

О языках (совсем чуть-чуть)


Французский


30-го сентября... Кстати, заметьте, какой по счёту раз уже упоминается этот день! А с утра в тот вторник я ещё и в университете побывал. Так что на редкость содержательно закончился первый осенний месяц! Так вот, 30-го сентября... Хотя нет, сначала стоит отмотать плёнку на несколько месяцев назад. В мае я сдавал Diplôme d'études en langue française A2 (или по-простому: DELF A2). Сдавал исключительно для себя (да и уровень A2 слишком скромен, чтобы давать какие бы то ни было привилегии, кроме уверенности в себе, обладателям соответствующего диплома), готовился только самостоятельно, очень ждал результатов. Беда в том, что баллы в Сети не публикуются, а потому долгое время всё, что я знал о своём результате, ограничивалось лишь словом admis (в данном случае - "успешно пройден"), что означает результат в интервале между 50 и 100 баллами. Дипломы в Петербургское отделение Французского института пришли только в августе, а добрался до туда и получил свой я лишь 30-го сентября. 82 балла, я собой доволен :)




Обратите внимание на распределение баллов по критериям: понимание письменного текста на 100%, тогда как говорение всего на 62%. Как я эту разницу хорошо чувствовал в Париже!..

Для самого несколько неожиданным оказалось то, что письмо удалось лучше, чем аудирование. Впрочем, разница в 1,5 балла не такая уж большая, чтобы придавать ей значение.

Английский 


Только о сентябре.

Досмотрел второй сезон "Da Vinci's Demons" (т.е. 2-10 серии). И не то лексика стала проще, не то число разговоров пошло на убыль, не то я свыкся с произношением актёров, исполняющих главные роли, но, в отличие от первого сезона, вызов в попытке уловить, о чём они вообще говорят, уже почти не ощущался. Соответственно, и польза ощущалась значительно в меньшей степени. Но сериал уже затянул. Хорошо хоть, что третий сезон сможет отвлекать меня только весной.

И во Франции без английского не обошлось, а подробности не в этот раз.

А ещё...


... в начале октября мне посчастливилось принять самое непосредственное участие в одном замечательном мероприятии, основным лейтмотивом которого были как раз языки. Более того - прочитать полуторачасовую лекцию ;) Я обязательно ещё вспомню об этом дне на страницах своего блога, но не сейчас, а тогда, когда буду говорить исключительно о языках.

Развлекательно-познавательная составляющая 


Это как подмножество того, что в давнишних табличках фигурировало под названием "Прочее".

Париж вновь оставлю на потом - сейчас только о Питере. Сентябрь был небогат на события, которые можно было бы отнести в эту категорию, чего нельзя сказать об октябре:
  • Посещена проходившая в Центральном выставочном зале РНБ выставка, посвящённая Пакту Рериха. Тема чудесная, исполнение - из рук вон плохо. Единственная идея, что зацепила: противопоставление фотографий одного и того же объекта культурного наследия, сделанных с разницей в год, за который творение рук человеческих было варварски разрушено. Но так и хочется на это сказать: для того, чтобы посмотреть на фотографии, совсем не обязательно ехать на выставку (особенно - на выставку на противоположном конце города): я бы предпочёл увидеть такую подборку в Сети. Ладно, хоть увидел подход достаточно нестандартный приём (никогда бы не предположил, что увижу такой стенд с парами фотографий-антиподов на этой выставке), а остальное... Мораль: не ходите в РНБ на выставки!
  • Концерт Therion, Aurora Concert Hall, 16.10.14. Зря я, конечно, читал отзывы о прошедших концертах российского тура группы. Слишком много потенциальных неожиданностей для меня таковыми не стали: ни метал-кавер на гимн РФ, с которым Therion появились перед публикой, ни исполнение трёх песен из создающейся ими в настоящий момент рок-оперы, ни два выхода на бис (а не знай я, что их будет два, я поверил бы после первого, что всё закончилось, как сделали многие). И к разочарованию - отсутствию песен из последнего на сегодняшний день альбома шведской группы - франкоязычного Les Fleurs du Mal - я уже был готов. И даже отношение к одной из вокалисток, которая, по мнению поклонников группы, не вписывается в общую канву, было изначально предвзятое (и выступление меня не переубедило: да, совсем не вписывается). А концерт, даже несмотря на практически полную предсказуемость, всё равно оставил хорошее впечатление: для меня выступление Therion выделяется очень нетипичным для рок-групп артистизмом: активным использованием мимики, взаимодействием актёров на сцене, - и весь концерт вращающимся вокруг своего центра воображаемым треугольником из вокалистов: в течение песни на первом плане оказывался то один, то другая, то третья, и роли их в исполнении менялись. Нашлось место и для одного сюрприза: в живом исполнении гимна РФ участие принимала не только их русская вокалистка Александра Пламенац, но весь состав группы. Впрочем, вряд ли можно назвать сюрпризом песню на русском языке в исполнении группы, которая и на мёртвых наречиях поёт.
  • "Свадьба Фигаро" на основной сцене Мариинского театра, 26.10.14. Итальянский неизменно мелодичен, экран с субтитрами в Мариинском расположен всё же высоковато, действо чересчур затянуто (но это претензии, скорее, к Пьеру де Бомарше), к опере как жанру я всегда относился весьма прохладно, зато декорации произвели сильное впечатление тем, что очень хорошо вписывались в действие, а не "для мебели" стояли (да, бывает и мебель "не для мебели"). Такие вот смешанные впечатления.

Вместо эпилога. О дефиците времени


Кроме наполняющих быстролетящие дни многочисленных занятий, в моих планах были и те, на которые времени, к сожалению, не хватило. Иногда важно бывает отказаться от чего-то одного, чтобы создать запас прочности для других занятий.

Основное, от чего я решил отказаться:
  • Russian AI Cup 2014. В тот самый год, когда душа больше всего лежала к теме состязаний, каким бы непохожим на настоящий хоккей не казался предмет соревнования стратегий. Потратил я часа три как-то раз в ночи, чтобы попробовать хоть что-то работоспособное написать, понял, что тремя часами дело не ограничится, и бросил это дело.
  • Bioinformatics Algorithms (Part I) на Курсере. Чуть меньше, чем год назад, времени не хватило попытаться пройти этот курс, когда он был впервые запущен. Теперь связанные с ним планы откладываются, минимум, до третьего запуска: обещанные в описании 8-12 часов работы в неделю из воздуха вряд ли появятся, а актуальность прохождения этого курса для меня сейчас под большим вопросом.
  • Весной я уже сдавал один онлайн-курс на французском языке и делился своими впечатлениями. То, напомню, были "Основы объектно-ориентированного программирования на C++" на Курсере. На Курсере интересных мне курсов на французском маловато. Но ещё в середине апреля со мной поделились настоящим кладезем франкоязычных курсов. Осенью, пользуясь этой чудесной (не своей) находкой, я намеревался пройти курс по основам математической статистики (статистика, ясное дело, мне нужна, а основы её нужны, чтобы весной в CSC уже более серьёзный курс воспринимался на порядок легче). Но дедлайн там был один-единственный, а потому я тянул-тянул-тянул, а в последний момент, когда ещё можно было что-то успеть, неожиданно вклинившиеся неотложные дела перечеркнули мои планы. Что ж, про французский в следующем абзаце (а пока переживу без очередной порции технических терминов: на данный момент это совсем неактуальная для меня сторона языка), а вот с основами статистики познакомиться до весны следует. Может, у вас есть на уме какая-нибудь книжка по теме, которая когда-то привела вас в восторг? Поделитесь! (Пожелания: живым языком написанная, совсем не глубокая, а дающая просто какой-нибудь необходимый минимум. И времени на большее нет, и смысла в нём нет, т.к. получу эти знания в CSC)
  • DELF B1 (то есть экзамен по французскому следующей после вышеупомянутой A2 ступени, по уровню эквивалентный тому, который в сентябре на первом курсе каждый из нас, студентов СПбГУ, сдавал по английскому). Летом я к нему специально не готовился. Недавно попробовал свои силы на тренировочных заданиях и понял, что от хорошего результата на этом уровне меня отделяет довольно-таки большая пропасть (в отличие от ситуации, когда весной я всего за неделю до A2 приступил к прорешиванию заданий и увидел, что мой уровень позволяет без особых проблем справиться с большинством из них, а до того самыми разными способами пытался улучшить свой французский, но пробные варианты даже не открывал). 50 баллов на сертификат, может, и наберу кое-как, но хочется-то намного большего! А сейчас, к тому же, у меня в голове более-менее оформилось представление о том, что я собираюсь делать в контексте французского языка в ближайшие месяцы. Уровень мой это поднять должно, а вот подготовиться к экзамену вряд ли позволит. Следование планам превыше листочка бумаги (в смысле, сертификата), так что декабрьскую возможность пропущу; планы, связанные с B1 (и, соответственно, одну из поставленных ещё в феврале, но не оглашённых целей), решено отложить на весну

На этом всё. Надеюсь, больше не будет пропусков, подобных октябрьскому, время буду выделять и на блог, особенно учитывая ту важную роль, которую это явное структурирование своих многогранных действий и целей для меня играет. 

Как и всегда, вопросы, советы и мнения только приветствуются!

Комментариев нет:

Отправить комментарий