воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Итоги года

В тексте, завершающем серию из написанных за год с небольшим 29 постов, я сделаю акцент на том аспекте, детали которого до сих пор не раскрывал - на целях. В самом начале, в феврале 2014-го, почти в каждом из контекстов я определил для себя те или иные показатели, которые были призваны добавить в многостороннюю и отчасти беспорядочную деятельность какие-то ориентиры: чтобы было ясно, к чему двигаться.

Существенная часть пунктов, приведённых ниже, вполне может вызвать реакцию: "Что? Это цели?!" Если ваша реакция в точности соответствует описанной, попробуйте заменить слово "цель" на слово "показатель". Чтобы не ограничиваться абстрактными фразами, приведу пример: смешно называть "целью" в обычном понимании этого слова задачу посмотреть X художественных фильмов за год. Зато если поставить эту цель перед собой, по результатам вы узнаете адекватное значение для X (следующее из ваших желаний, временных возможностей, и т.д.). Почему я считаю, что есть какая-то разница в таком подходе и в прямо противоположном: ни о чём не задумываться, посмотреть столько фильмов, сколько придётся, по результатам получить значение X? Потому что конкретный X, если он завышен (а изначальные цели частенько оказываются завышенными :) И наверное, должны быть такими. Скромных результатов можно и вовсе без целеполагания в чём угодно добиться), будет, воспринимаясь как цель, способствовать частому возникновению мысли: "А не посмотреть ли мне очередной фильм, ведь столько на этот год запланировал?" И если, несмотря ни на что, ответ в этом внутреннем диалоге будет отрицательным (то есть внутреннее "я" поступится движением навстречу тому, что, названное целью, при достижении становится маленькой победой), это будет означать, что либо время сейчас должно быть отдано более приоритетной задаче, либо эмоциональный эффект от предыдущего фильма ещё сохраняет свою силу и никакого желания "затирать" его нет. Разумеется, ставить такую цель имеет смысл только однажды: получив требуемые показатели, на них можно ориентироваться в дальнейшем. Зачем могут быть нужны подобные показатели? Например, если 10 фильмов в год - потолок, то выбор этой десятки должен быть в будущем намного более тщательным и взвешенным, нежели если предел в пять раз больше. Посмотреть-то ого-го сколько всего хочется, но времени на всё никогда не хватит.
  
Впрочем, и целей в привычном понимании этого слова более чем достаточно.

Кстати, если на весь текст от начала до конца вы время тратить не хотите, но хотите прочитать что-нибудь, что может оказаться интересным именно для вас, пункты, посвящённые целям 20-24, наверное, станут наиболее подходящим выбором. Там, вместе с целями, можно встретить и некоторые рекомендации книг и фильмов от меня по мотивам прочитанного и увиденного за минувшие 12 месяцев: вдруг, мои вкусы с чьими-нибудь да совпадают и прочитанные строки наведут вас на интересное произведение?)

Итак, приступим.

Биоинформатика


Цель 1. Пройти отбор на Летнюю школу

Задача - пройти конкурсный отбор, когда осуществляется он исключительно по анкете-резюме - может показаться вовсе непохожей на конкретную цель, такую, для достижения которой можно составить чёткий план действий. Но точно таким же образом много куда отбирают, и лишняя тренировка в том, чтобы отобразить в резюме свои лучшие стороны применительно к какой-то конкретной области, очень ценна. Пусть ставки в жизни могут быть значительно выше (в данной ситуации я всего лишь навсего оказался в числе 51 зачисленного из 159 подававших заявку в поток информатиков), и здесь маленькое достижение тоже приятно. Цель выполнена. И именно благодаря этому в конце июля:
  • Я узнал, какой интересной, вопреки сложившимся у меня за школьные годы представлениям, может быть биология.
  • Прослушал лекции, касающиеся подготовки презентаций и написания научно-популярных статей, невероятно ценные в связи с тем, что ни в школьная, ни ВУЗовская программы не подразумевают дисциплины, направленные на развитие у учеников/студентов этих важных умений. За презентации на уроках литературы или составление подробного письменного отчёта о курсовом проекте очень многому не научишься (хотя, безусловно, хорошо, что хоть в таких формах эти знания передаются в массы), и было бы значительно лучше, если бы они дополнялись, а точнее - предварялись, отдельными занятиями, состоящих из разбора типичных ошибок, приносящих высокий результат приёмов, и т.д.
  • А главное, познакомился с рядом прекрасных людей и меньше, чем за неделю испытал потрясающие эмоции!

Цель 2. Войти в ТОП 100 на Rosalind

На текущий момент сотню замыкает некто из Бельгии со 110 задачами в активе. У меня - ровно половина от этого числа. В тот момент, когда до дедлайна по подаче заявок в Летнюю школу оставалась всего неделя, я вовсю взялся за решение задач на уникальном в своём роде ресурсе: как-никак это была очень важная строчка для анкеты. За ту неделю я решил задач 30-40 из своих 55. Просто же мотивации войти в сотню оказалось недостаточно - как до, так и после я решал задачи совсем мало. Не хочу сказать, что они скучные и неинтересные, просто вдобавок к частым соревнованиям и тренировкам по спортивному программированию задачи Розалинда казались уже перебором. Тем не менее, навсегда вычёркивать из своих планов этот ресурс я не планирую: и для алгоритмического мышления польза есть, и биоинформатические введения к каждой из задач интересно почитать. Даже несмотря на то, что...

... биоинформатика - ещё один (после финского и немецкого) контекст моей деятельности, от серьёзных планов в связи с которым на ближайшее время я отказываюсь. Попытка работы над проектом осенью показала, что и очаровавшая в Летней школе меня область не лишена пренеприятных сторон, которые способны выбить из колеи фактически в самом начале. И возможно, мне в ней не место. А возможно, входить в неё надо с другой стороны (например, исключительно с алгоритмической, то есть с той, в которой я сильнее, чем где бы то ни было), и, быть может, когда-нибудь так и случится. Пока же дело ограничится: 
  • Тематической научно-популярной литературой - ради расширение кругозора и получения удовольствия.
  • И возможно, Rosalind'ом - ради алгоритмических идей. 

Спортивное программирование


Цель 3. Подготовить для различных соревнований с нуля хотя бы 10 задач

Мне этот процесс по первости, ещё 2-2,5 года назад, очень нравился, оттого и такой размах. На выходе же:
  • две задачи для CodeChef. Одну можно решить прямо сейчас (правда, у вас на это осталось совсем чуть-чуть времени, так что торопитесь ;) ) в рамках February Long Challenge 2015, другая предлагалась на одном из весенних длинных контестов;
  • две задачи для VII Кубка мат-меха среди школьников. Если соблюдать все формальности, стоит оговориться, что идея в одном из случаев не моя. И в подготовке мне помощь тоже оказывали, но так-то устроено всегда ради того, чтобы участники контеста получили задачу без серьёзных изъянов (в случае с последней задачей на CodeChef и помощь тестеров от ошибки не спасла. Мораль: всегда пишите валидатор к своим тестам!).
  • В ближайшей перспективе подобными вещами заниматься не планирую. Слишком много сил и времени уходит, не хочется их так расходовать: пользы для себя, особенно если подготавливаемая задача простая, минимум. А идеи получающихся у меня задач не столь оригинальны, чтобы без них контесты стали хоть сколько-нибудь хуже.

Цели 4-5. Стать красным на Codeforces и TopCoder




График рейтинга достаточно красноречив. Лучший результат датирован январём 2012-го, т.е. (!) серединой 11-го класса. Отчётный год я начал во втором дивизионе. Сразу же выбравшись в первый, вскорости вновь был понижен в классе. В конце концов, ситуация более-менее нормализовалась, и за два последних контеста мне было по силам достичь заветной цели. Но
  • long long тоже, бывает, переполняется;
  • разбиение двудольного графа на циклы оказалось простеньким упражнением на max-flow, что не помешало мне с ним не справиться.
В результате не красный, а снова почти фиолетовый.




Закончил ниже, чем начал. Хотя лучший свой результат обновил по ходу дела. На 4 пункта... Красный цвет, кстати, начинается с отметки в 2200 очков рейтинга.

Цель 6. Выиграть футболки TopCoder Open, Google Code Jam, Russian Code Cup

Не знаю, по какому принципу я зимой забыл про существование Yandex.Algorithm'а (в нём взял футболочку) и Facebook Hacker Cup'а (а вот тут уже не взял). Смысл же цели прост: "выигранная футболка показатель хорошего для меня выступления". Результат:
  • Футболка TCO за 2013-й год так и осталась единственной в своём роде в моём шкафу. Выступление, которое мне её подарило, заключалось только лишь в быстро решённой Easy. В этом году такой удачи не было, а для большего уровень ещё не тот.
  • Да-да! С 4-й попытки футболка GCJ взята! В ТОП 500 не вошёл (т.е. не продвинулся по турнирной сетке дальше "футболочного" раунда), лишь в ТОП 1000, но и это долгожданный прогресс!
  • Ну а в RCC сколько лет участвую, столько футболок выиграл. В минувшем статистика не испортилась :) Войти в ТОП 600 среди русскоязычных участников - это просто.

Цель 7, изначально задуманная как крайне амбициозная. Пройти на онсайт RCC

Цель возникла по следующему принципу: "нужна задача - пройти на онсайт". На какой пройти, как кажется, проще всего? Правильно.

Не хватило и скорости, и одной задачи. Оказавшейся проще, чем одна из тех, с которыми я справился.

Общие слова

Когда я ставил перед собой цель стать красным на обоих популярных соревновательных ресурсах, я сказал следующее: "А если за практически свободный год не смогу, то и вовсе непонятно, что я до сих пор в спортивном программировании делаю". Не смог. Но завязывать с контестами всё-таки не планирую, хотя...

  • Отказался от поездок на командные сборы и даже от командных тренировок в С-Пб: во-первых, на них уходит катастрофически большое количество времени, во-вторых, я понял, что не чувствую, будто многое приобретаю взамен этих десятков часов. Достаточно вспомнить хотя бы уже упоминавшийся факт: пик моего рейтинга датируется серединой 11-го класса.
  • Изменил подход к личным тренировкам. Теперь, хочется верить, неизбежен один из трёх исходов:
    • Либо наконец-таки пропадёт ощущение потолка, в который я упираюсь все студенческие годы. Причём, возможно, ценой намного меньшего времени, чем я отдавал этому занятию минувшей осенью.
    • Либо прогресса не будет, но и затраченное на спортивное программирование время окажется пренебрежимо мало
    • Либо я окончательно осознаю, что хватит.

В этой же части отмечу, что весной впервые поучаствовал в TopCoder Marathon. Не сказать, что продемонстрировал хороший результат, но это и неудивительно: я слишком мало в своей жизни занимался такими задачами, где во главу угла ставится оптимизация. Формат понравился, хотя затраченное время вызывает сомнения в целесообразности участия в таких соревнованиях (я имею в виду, что в процессе у меня не выходит извлечь очень много пользы для себя из попыток написать более оптимальное, чем у конкурентов, решение; а единственный ресурс для того, чтобы узнать, как лучше - комментарии сильных участников по окончании соревнования. Но тот, кто придумывает решение, далеко не всегда и сам способен понять и объяснить, как пришёл к той или иной идее, так что и в данной ситуации прогресс, наверное, проистекает только из огромного опыта за плечами). С другой стороны, высокая степень приближенности задачи к тем, которые могут возникнуть в "реальном мире" - ещё один аргумент за Марафоны. Окончательный вывод из этих метаний туда-сюда таков: если время есть, лишним (и с точки зрения интереса, и с позиций самообразования) не будет поучаствовать. Если нет, то Марафоны не то, на что его стоит выжимать из ниоткуда.

Ещё о программировании


Цель 8. Взять один из призов на Kivy Application Contest 2014

О конкурсе по разработке образовательных приложений с обязательным использованием фреймворка Kivy, проходившем прошлой весной, и о своём в нём участии я уже подробно рассказывал.

Потраченное время стоило приобретённого опыта, и, даже несмотря на то, что ни одним из крупных призов мой результат отмечен не был, конечным результатом я остался доволен.

Плохо то, что, запланировав привести код к тому виду, за который хотя бы мне стыдно не будет (ясно, что и после этого проще простого было бы в нём найти, к чему придраться, просто в силу моего скромного опыта написания чего-то большого), я этим так и не занялся. Была бы полезная и поучительная практика на тему "как приходится страдать разработчику за то, что не подумал о задаче читаемости и расширяемости кода вовремя".

Конкурс напомнил о себе в январе дошедшей сувенирной футболкой: этот приз полагался всем 53 участникам, кто прислал корректно работающие решения, которые могли быть оценены жюри. Приятное напоминание, в то же время заставившее снова задуматься о том, что в коде надо бы хотя бы попытаться навести красоту. И ещё наконец разобраться с нерешённой проблемой: собрать приложение хоть под какую-то ОС, так, чтобы установленный на компьютер Kivy не был необходимым условием запуска приложения.

Вне целей

Нельзя в рамках этого контекста не упомянуть работу над заданиями для CodeFights. С самых первых коммитов в июне и по сегодняшний день я чувствую, что занимаюсь тем, что имеет смысл. Не только для меня, но и для широкого круга пользователей. Вдвойне прекрасно то, что приложение нашёл мой многолетний опыт участия в контестах по спортивному программированию, "которое не имеет ничего общего с реальной жизнью" ;)

Проект развивается и преподносит сюрпризы не только своей целевой аудитории, но и удалённым разработчикам ;) Остановлюсь пока на этом не особо прозрачном намёке на то, что для меня описываемая работа, скорее всего, не будет всегда ограничена монотонным процессом создания вечер за вечером новых задач "из воздуха", процессом, который несложно себе представить, если вы хоть раз оказывались на странице проекта и, следовательно, знакомы с характером задач.


Университет


Цель 9. 

  • Сдать с первого раза зачёт по математическому анализу за третий семестр 
  • Сдать хотя бы на оценку "Хорошо" три остававшихся на момент, когда я выбыл из строя, экзамена третьей сессии


Изначально эта цель планировалась на весну. Но, о чём я уже рассказывал аж в "Итогах апреля"  (см. конец поста), бюрократические препоны помешали досдать в мае оставшиеся зачёт и экзамены. В результате задача была перенесена на зимнюю сессию 2014/2015. И не выполнена: матанализ два раза перешёл мне дорогу.

Общие слова

К началу весеннего семестра подошёл без каких бы то ни было долгов - и то неплохо. Два предмета, причинявших немалую головную боль в том, что касается теории, - алгебра и геометрия - позади. Впереди спешащие на смену им принципиально новые для нас дисциплины, и это разнообразие даёт возможность смотреть вперёд с некоторым оптимизмом, пусть рассказы старших по курсу товарищей не сказать, что воодушевляют. Но математики стало на порядок меньше, чем было (а было её многовато), на её место пришли дисциплины, более похожие на то, что может понадобиться в жизни программисту, и это не может не радовать.

Computer Science Center


Цель 10. Сдать в весеннем семестре 2013/2014 года хотя бы 5 курсов

Ставил цель ещё до того, как решил, что только 5 курсов и буду пытаться сдавать. Предпочтя проект экзамену по вычислительной геометрии, с быстрым построением диаграммы Вороного не справился (вообще говоря, и с медленным тоже...). Итого: цель выполнена на 80%, с остальными четырьмя предметами всё почти гладко.

Цель 11. Сдать в весеннем семестре 2013/2014 года хотя бы 3 курса без троек

Ровно три: "Python", "Анализ символьных последовательностей с точки зрения биоинформатики", "Алгоритмы и структуры данных" на "отлично". Completed

Цель 12. Сдать в весеннем семестре 2013/2014 года курс "Алгоритмы для NP-трудных задач" за осенний семестр

Переоценил свои силы. Так и не сел повторять прослушанный осенью 2013-го материал и решать упражнения по курсу. Можно на первый взгляд списать нехватку времени на вышеописанные причины: Марафон, конкурс по разработке образовательных приложений, - но я считаю, что сделать так было бы неверно: курса по "Анализу символьных последовательностей с точки зрения биоинформатики", снабжавшего меня теоретическими домашними заданиями на протяжении всего семестра практически каждую неделю, было более чем достаточно. С переизбытком теории я не дружу. Хотя, конечно, плохо то, что я вначале специально договорился о сдаче курса в индивидуальном порядке на несколько месяцев позже всех сроков, а дальше не сделал ни одного шага в направлении к этой цели.    

Общие слова

Похоже, стоило на осень 2014-го тоже поставить перед собой определённые цели: может, тогда бы результаты осеннего семестра были не столь плачевны. Впрочем, осень уже позади, впереди весна, .

Шахматы


Цель 13, или "Узнайте правила, прежде чем вступать в игру". Стать мастером FIDE


  • Единственное условие, требуемое для получения этого звания, рейтинг Эло в 2300 пунктов и выше (можно, вроде как, и по-другому, вообще без учёта рейтинга, но там требования из разряда фантастики).
  • На шестилетний перерыв я уходил, имея в активе почти на 400 пунктов меньше (1912).
  • Из оставшихся в кажущемся уже далёким прошлом первой половины средней школы рейтинг-турниров я когда-то сделал вывод, что рейтинг при соответствующем уровне выступлений растёт довольно-таки быстро. И этот-то вывод как раз и был неверным, именно он позволил мне так размечтаться!.. Важный пункт в регламенте, касающемся пересчёта рейтинга, гласит (я уже позже это прочитал, после постановки цели), что коэффициент, на который домножается рейтинговый эквивалент результата определённой партии, равен 40 только для тех, у кого за плечами меньше трёх десятков рейтинговых игр, и для тех, кому ещё нет 18. А для тех, кто ещё не достиг планки в 2400 пунктов, но уже не удовлетворяет обоим вышеприведённым условиям, лишь 20. Оттого и впечатление: если 30-ю партию против оппонента с рейтингом я провёл, наверное, за несколько турниров до перерыва, начавшегося летом 2008-го, то лет-то мне всяко было меньше 18! А теперь коэффициент для меня уменьшился в два раза: рейтинг и падает, и растёт медленнее. Кроме того, действительно здорово я провёл только третий турнир за лето. Неплохо выступил во втором и совсем неважно в первом. Но даже 7,5 очков из 9 в "Петровской ладье", из которых 4,5 были набраны в 5 партиях против соперников, серьёзно превосходящих меня по рейтингу, способны были принести мне только около 70 дополнительных пунктов. Намного меньше я приобрёл в Ювяскюля, а в первом турнире, в июне в ДЮСШ-2, и вовсе потерял, пусть и совсем немного. Закончил год с 2009 баллами рейтинга. Несложно прикинуть, что до цели не хватило, как минимум, 4-5 выступлений, подобных победе в Петергофе, в сопоставимых по уровню турнирах (хотя если ещё учесть, что чем выше будет рейтинг, тем меньшую прибавку я буду получать за победу над соперниками с одинаковым рейтингом, может и побольше выйти). Ну да, всего ничего, можно сказать :) Рейтинг-турниров по классике, в которых я смог бы сыграть, в ближайшее время не предвидится. 

Цель 14. Выйти в полуфинал чемпионата СПб среди мужчин

Сделать это можно двумя способами: 
  • либо войдя в десятку на четвертьфинале, участие в котором можно принять, если ваш рейтинг ниже 2100 пунктов. Этот путь при хорошем стечении обстоятельств был бы мне по зубам; 
  • либо имея рейтинг в диапазоне 2100-2400 пунктов.
Рейтинг, как уже писал, лишь 2009, а четвертьфинал по датам совпал с чемпионатом ВУЗов Санкт-Петербурга. Не сказать, что мой вклад в результат команды можно назвать внушительным или вообще положительным, но выбор между личным соревнованием и игрой за университет был в любом случае очевиден.

Общие слова

Сама спонтанно возникшая идея вернуться к шахматам оправдала себя по всем пунктам! В течение этого года я вспоминал, каково это - руководить деревянной армией на 64-клеточном поле боя, от партии к партии всё глубже проникался красотой, которую, несмотря на простоту правил, заключает в себе древняя игра, пытался свести воедино восстанавливавшиеся навыки и "с потолка" взявшееся совершенно иное понимание игры. Пусть времени на классику в ближайшие, возможно, даже годы, не будет, остаются однодневные рейтинговые турниры по блицу и по рапиду, не говоря о том, что пути совершенствования собственного мастерства не замыкаются на практике. И многочисленные альтернативы по вытекающим последствиям (верю, не только для самого уровня игры в шахматы) ничуть не уступают практике, а по содержанию могут быть не менее захватывающими, чем баталии с сидящим напротив вас противником. Разве что к выбору этих альтернатив надо подходить разумно и не устраивать, например, круговой турнир с участием самого себя и семи программ на разных платформах (чем я только не занимался минувшей весной...): пользы никакой в наблюдении за соревнованием безэмоционального железа, руководствующегося перебором и подобранными для всего, чего угодно, коэффициентами, пусть и превосходящего меня на много порядков в мастерстве. А в описываемом случае наблюдать приходилось: о возможности технического решения автоматизации проведения игры между двумя программами даже на одном устройстве (а тем более, на разных и под разными ОС) я не задумывался. В результате приходилось дублировать ходы то тут, то там. 

Иностранные языки 


Здесь лишь экспресс-обзор целей, так как об остальном я уже писал.

Цель 15. Успешно пройти не позднее мая 2014-го года тестирование по французскому на уровень A2

Сдал, серьёзно занявшись подготовкой непосредственно к тестированию лишь в последнюю неделю. Специально обращаю на это внимание, чтобы подчеркнуть, что использую тестирование как зеркало своего реального текущего уровня (набранного за счёт источников, никак не касающихся какого-то определённого языкового стандарта), а не успешности подготовки к сдаче нужного бюрократам экзамена. 

Какие-то слова о результатах - здесь

Цель 16. Успешно пройти не позднее декабря 2014-го года тестирование по французскому на уровень B1

Окончательно осознал, что не выйдет, кажется, в октябре. Во-первых, я очень непродуктивно для своего французского провёл лето. Во-вторых, осенью я был в растерянности, не зная, при помощи чего можно ликвидировать колоссальную разницу между моим реальным уровнем и тем, который нужен, чтобы соответствовать стандарту. 

Теперь план работы есть. К соответствующему уровню он не привязан, но довести мои знания до той стадии, когда тестирование на уровень B1 я смогу сдать без проблем, должен. А насколько скоро, не так важно: форсировать события в том занятии, которое приносит наибольшее удовольствие, просто смешно (нет, я не имею в виду, что собираюсь сдавать его через 10 лет ;) ).

Цель 17. Получить сертификат курса "Introduction à la programmation orientée objet (en C++)", предлагаемом EPFL на Coursera

Получил. Подробнейшим образом описал.

В обозримом будущем повторять эксперимент не планирую: откровенный перебор с количеством универсальной для любого языка лексики в любой специализированной области никак не вписывается в концепт получения удовольствия от настоящего, чистого и музыкального французского. Но попытка (к тому же, успешная) стоила того, хотя бы чтобы прийти к этому пониманию.

Цель 18. Успешно пройти тестирование по финскому на уровень A1

Цель потеряла смысл в июле, когда я принял решение временно отказаться от попытки освоить на каком-то минимальном уровне язык нашего северного соседа. И несмотря на возвращение к нему на 2-3 месяца осенью, о получении сертификата я больше не помышлял: я уже понял, что порог вхождения в финский язык такой, что нельзя заниматься в одно и то же время им и ещё тремя другими языками и думать, что в финском ты прогрессируешь в высоком темпе.

"Здоровье"


Соответствующее содержанию название так и не придумал, так что пусть будет в кавычках. Они в данном случае никак не подразумевают отрицание (хотя в моём исполнении их частенько именно так и следует интерпретировать), скорее, частичное значение.

Цель 19. Побить личный рекорд в подтягивании

Рекорд - 12 раз - установлен ещё до перехода в ФМЛ 239. Точный год не вспомню, но 7-9 лет должны оказаться достаточно точной оценкой срока давности этого результата. 

Больше 9 не получилось. Равно как и хоть сколько-нибудь регулярно больше 8. 

Согласно собственным записям, за время с августа по январь к перекладине я подошёл 37 раз. Каждая попытка дополнительно непременно подразумевала предварительную разминку. Как результат, я с уверенностью могу сказать, что предпринимал весьма существенные (во всяком случае большие, чем в последние три класса школы вместе взятые) усилия для того, чтобы мышцы, как минимум, не слабели от отсутствия нагрузки. Остаётся продолжать следовать тому же курсу, чтобы никак не страдать в физическом плане от того, что вместо тренажёрного зала в университете посещаю занятия сборной по шахматам.



Общие слова

Ни единой цели, связанной с бегом, я не ставил. Кто мог в феврале предположить, что в конце июня я уже смогу преодолеть несколько километров, а в конце августа показать второй результат в своей жизни по длине дистанции, которую удалось преодолеть бегом без пауз?

Ставить цель по ходу дела было бы неверно: следовало в этот год беречь восстанавливающиеся ноги, а любая цель может подтолкнуть к недопустимому в данной ситуации фанатизму.

Комплекс упражнений, который я ежедневно (и зачастую по два раза в день) проделывал весной, увы, ушёл в небытие: разминка перед подтягиванием (да ещё и в среднем едва ли раз в неделю) не кажется мне достаточной компенсацией. Кажется, это одна из приоритетных тем для раздумий: стоит что-нибудь вписать в крайне напряжённый в среднем распорядок дня, пока ещё не поздно.

Отступление: списки


Следующие пять целей, о которых пойдёт речь, подразумевают просмотр/прочтение X - назовём и книги, и фильмы общим словом - объектов. Смысл таких целей для себя я уже попытался обрисовать во введении, здесь же речь не о том. 

Для первых четырёх из них в марте-апреле я составил список из X наименований для каждой и установил строгую очерёдность выполнения. Тем самым я хотел:
  • Извлечь хоть какую-то пользу из накопленных за последние годы в Evernote перечней того, что было бы интересно прочитать/посмотреть. Списки составлялись на основе этих перечней.
  • Избавить себя от проблемы выбора на год. Фиксированная очерёдность выполнения лишает даже выбора одного из X вариантов на каждом шагу. 
Пройдусь по целям со списками, а дальше попытаюсь подвести черту под тем, что же из этого вышло.

Расширение кругозора


Цель 20. Прочитать/проработать 25 нехудожественных книг

В понятие "нехудожественная" литература я в данном случае включаю и научно-популярную, и достаточно узко специализированную.

Совсем немного преуспев в этом за отчётный год, всё равно смог почувствовать, что очень многое терял, к таким книгам практически не обращаясь.

Так, как надо, прочитаны и проработаны (в данном случае под проработкой я понимал составление mind-map'ов, отражающих структуру книги и наиболее ценные идеи, почерпнутые в ней):
  • Глеб Архангельский - Тайм-драйв
  • Като Ломб - Как я изучаю языки
Об обеих этих книгах уже немало за год было сказано: такое сильное впечатление на меня они произвели!

Начаты, но не доведены до конца, либо пролистаны в поисках интересных зацепок, но никак не прочитаны в привычном смысле этого слова:
  • Майк Роуди - Визуальные заметки (Иллюстрированное руководство по скетчноутингу)
  • Айзек Азимов - Генетический код
  • Joseph Alexiou - Paris for Dummies
  • Майкл Эрард - Феномен полиглотов
  • Charles Wetherell - Etudes for Programmers

"Визуальные заметки", как и "Генетический код", я планировал внимательно прочитать от начала до конца, но в какой-то момент переставало регулярно хватать времени. А пропустив подряд несколько дней, я теряю тянущуюся через всё содержание нить (что интересно, с художественной литературой таких проблем нет). Из-за этого трудно продолжать, начинает даже казаться, что единственный выход - начать сначала. Наверное, в будущем этим выходом и воспользуюсь. Стоит, безусловно, задуматься о повышении качества ведения заметок-конспектов (да, это наблюдение выглядит комично в сочетании с названием первой из книг, о которых идёт речь), чтобы, пролистывая их, восстанавливать утраченные краткосрочной памятью логические связки.

Формат "Paris for Dummies", мне кажется, вовсе не предполагает прочтения страницы за страницей. Зато великолепная структура книги позволяет быстро найти для себя все наиболее интересные детали.

Книгу Майкла Эрарда упоминал в предыдущем посте. Обязательно прочитаю её не спеша от корки до корки в будущем.

Последняя - не впечатлила, хотя отдельные идеи (а именно - несколько отличных задачек на школьный кружок по программированию, делающих шаг в сторону от олимпиад и заставляющих подумать в непривычном ключе) в ней заслуживают самого пристального внимания.


Цель 21. Посмотреть 25 документальных/научно-популярных фильмов

На 20% выполнено. Слагаемые результата перед вами:
  • Rise and Fall of the Druids
  • Medieval Lives: the Minstrel
  • Treasures of the Louvre
  • Clash of Gods: Tolkien's Monsters
  • J.K.Rowling - A Year in the Life
Комментарии:
  • Набор тем весьма своеобразный, да.
  • Здесь на мой вкус, что ни фильм, то жемчужина: что интереснейшие детали, что каждый раз по-своему великолепный подход к построению рассказа. Удивительное везение! Или не бывает плохих нехудожественных фильмов? Да нет, бывают, конечно же.
  • Я нашёл две отличные серии: чудесно отснятую историческую Medieval Lives с элементами реконструкции и полную фактов-сюрпризов, даже с учётом моего "помешательства" на мифологии в прежние годы, Clash of Gods.
  • Стоит обратить внимание, что все просмотренные фильмы на английском. На сей раз это вышло по случайности. В будущем же возьму такой выбор за правило. Не хочу сказать, что нет хороших русскоязычных документальных/научно-популярных фильмов. Есть прекрасные, сам видел (документальные, во всяком случае). Но всё же подобные фильмы сами по себе плохо сочетаются с идеей "do things that matter". Количество таких аспектов деятельности стоит сокращать, чтобы увеличивать ресурс времени на те самые "вещи, которые имеют смысл". Если же смотреть на английском, удовольствия не меньше при условии удачного выбора фильма, а ещё и языку лёгонькая встряска выходит. К слову, в подобных фильмах речи в среднем на порядок больше, чем в художественных фильмах, в столь популярных для изучения языков сериалах. Да, она менее естественная (хотя с оговоркой: иногда в таких фильмах одно интервью сменяет другое, а что может быть естественнее не постановочного интервью?), и здесь документальные фильмы проигрывают, но в целом, как минимум, составляют достойную конкуренцию другим отдалённо похожим средствам соприкосновения с языком.
Ещё, кстати, начинал смотреть трёхсерийный The Genius of Mozart. Фильм изумительный, но трёхсерийный. И после двух серий за два вечера возникла непредвиденная пауза. Как часто водится с той информацией, что представляет из себя не более чем пищу для сиюминутных впечатлений, большая часть происходящего забылась. Так что решил отложить и пересмотреть от начала до конца в будущем. На заметку же взял то, что стоит обращать внимание на фильмы про каждого из любимых композиторов-классиков: звучащие в фоне принадлежащие им шедевры добавляют к биографическому повествованию, ведущемуся на фоне удивительной красоты европейских городов, последний ингредиент, с которым фильм захватит с первых минут и не отпустит до самого конца.

Прочее


Цель 22.  50 художественных фильмов

Вдохновлено целью "100 фильмов за год". Её автор узнает себя, если будет читать этот текст ;)

На 24% выполнено. Если, впрочем, учесть 18 серий "Демонов да Винчи" и 8 серий "Галаванта", выйдет заметно больше, но не за процентами гонимся.

Перечислю просмотренные картины, оставив кое-где свои комментарии. Полужирным выделены те фильмы, которые понравились больше всего.
  • Битлджус
  • Цветы лиловые полей
  • Ромео + Джульетта
  • Профессионал. Вам нравится известное произведение Эннио Морриконе Chi Mai? Оно вызывает у вас светлые эмоции? Тогда вы, наверное, не видели этот фильм. И никогда, никогда его в этом случае не смотрите! Серьёзно, это не реклама фильма. Лично я слушать музыку Морриконе больше просто не могу после того, как видел, что под неё происходило в картине Жоржа Лотнера. Новая ассоциация на базе зрительного восприятия начисто уничтожила все прежние, положительные. Хотя сам по себе фильм-то неплох. Ещё одна специфическая подробность, которую я зафиксировал в собственных заметках, которые оставляю после некоторых глубоко западающих в душу по той или иной причине фильмов или книг: в момент просмотра французского триллера я всё ещё находился под серьёзным впечатлением от... "Тайм-драйва" Глеба Архангельского. Если видели фильм или всё-таки решите пренебречь моим предупреждением, обратите внимание, как герой Жан-Поля Бельмондо помещает себя в "местность смерти", отправляя телеграмму спецслужбам. В данном случае, впрочем, словосочтение "местность смерти" следует воспринимать не только в переносном смысле, в отличие от ситуаций, которые рассматриваются в тайм-менеджменте.
  • Чародеи. Многие любят выделять советские фильмы в отдельную "касту". Если рассматривать только их, в моих глазах фильм не дотянул до любимых картин (а это "Формула любви", "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен"), но на этом, пожалуй, всё негативное, что я мог про него сказать, заканчивается.
  • Охотники на троллей. Сделанный в стиле любительской документальной съёмки фантастический рассказ о поисках троллей в лесах Скандинавии... Сама эта фраза, по-моему, намекает, что это фильм из серии "вы не можете утверждать, что видели всё, если не видели это". Хотя само содержание не впечатляет.
  • Ирония судьбы. Ага, первый раз в 20 лет. Кто больше: кто в более старшем возрасте этот фильм впервые увидел?) И ещё: откуда у него такая популярность? Впрочем, лишний раз убедился, насколько мои вкусы не совпадают со средними по всему, чему угодно. Единственное, что действительно понравилось во всех деталях - мультипликационная заставка про застройку, открывающая первую часть. Возможно, конечно, новогодний фильм стоит смотреть не в июле, но... месяцем ранее не менее новогодние "Чародеи" произвели намного лучшее впечатление.
  • Ходячий замок. Рецензия в одно предложение: сюжет показался настолько неважным, что можно считать, его и вовсе нет, но фантастической красоты сцены, сменяющие друг друга, и изобилие до невозможности умилительных моментов прогоняют любые мысли о сюжете. Почему я посмотрел это чудо так поздно?..
  • Меланхолия. Кино не для всех, и не для меня, в частности. Заключительные три минуты апокалиптической драмы Ларса фон Триера - завораживающее и в то же время душераздирающее зрелище. Всё, что до него, в моих глазах просто готовит зрителя к финальному, несомненно, гениальному аккорду. Есть фильмы, которые дадут вам воспрять духом, как бы плохо вам не было. А есть фильмы, которые буквально что-то разрушат у вас внутри, и неважно, в каком состоянии вы находились перед тем, как отдались во власть картины. "Меланхолию" я очень невовремя посмотрел.
  • Парни с мётлами
  • Королевство полной луны. Незамысловатый, но невероятно трогательный.
  • Узник замка Иф. Убрать бы излишек морализаторства да ещё растянуть бы первую серию так, чтобы для понимания происходящего прочтение романа-первоисточника не было обязательным условием (я, впрочем, всего 2,5 года назад читал, так что большая часть пропущенных связок вспомнилась легко, но сам факт такого преподнесения экранизации не радует), был бы шикарный фильм. А так выходит, будто что-то с ним не так.

Комментарии:
  • Многие фильмы, которые попадают в круг моих интересов, оказываются слишком уж непростыми, чтобы захотеть посмотреть следующую картину через пару-тройку дней, даже при наличии времени на это. Пятьдесят для меня неподходящая константа.
  • Как и в случае с документальными фильмами, стоит делать просто приятный процесс вдвойне приятным и заодно полезным. Стоит смотреть иностранные фильмы на языке оригинала, если это мне по силам. Русский язык я так не забуду, не беспокойтесь ;) Если говорить про фильмы, остаются советские/российские картины, те зарубежные, на которые я хожу в кино, а также те, язык оригинала которых никак не вписывается в круг моих лингвистических интересов. Проще говоря, на данный момент не английские и не французские. 


Цель 23.  30 художественных произведений

Читаю я небыстро, в чём нет ничего плохого, и не каждый день, что уже хуже. Выполнено на 20%.

Короткий перечень. Смысл выделения полужирным прежний.
  • Герман Гессе - Сиддхартха. За мысли
  • Милорад Павич - Внутренняя сторона ветра
  • Николас Ремин - Снег в Венеции
  • Ирвинг Стоун - Муки и радости. За возможность посмотреть на искусство так, каким оно не представлялось прежде
  • Станислав Лем - Солярис
  • Диана Сеттерфилд - Тринадцатая сказка. За метафоры и за сюжет

Отдельно - Robert Salvatore - Gauntlgrym, но в списке его не было, да и сама цель изначально подразумевала чтение только на русском языке.

Здесь неожиданно хочу отметить три события моих лета-осени, вложившиеся друг в друга:
  • Прочтение романа И.Стоуна о Микеланджело.
  • Просмотр сериала о Леонардо да Винчи. Пусть в нём и преобладает вымысел, но всё же никто не станет отрицать факт его исторической основы. А главный элемент сериала, в связи с чем он упомянут здесь, - это действие во Флоренции - в некотором роде предшественнике Парижа в роли средоточия европейской культуры, собрания гениев искусства.
  • Поездку в Париж.

Они вместе создали трудноописуемое желание творить. Не уверен, что этому желанию удалось заметно проявиться в том или ином аспекте моей жизни (в полной мере уж точно не удалось), но главное в нём - это те мысли, которые одна за другой посещали меня и которые сложно было бы представить в иной ситуации. К слову о сериале: стоит отметить, что его роль в формировании необычного ощущения не в целостном впечатлении от картины, а лишь в определённых, не всегда на самой поверхности лежащих деталях. Но произведение, в которое силами автора сознательно или случайно вкладываются такие детали, достойно внимания уже хотя бы как мощный источник вдохновения. Надеюсь, что и в сериях приближащегося третьего сезона я сумею найти для себя то, что хочу в них увидеть.

Интерлюдия: и снова списки


  • Как можно было увидеть, я везде серьёзно переоценил свои возможности. Теперь есть результат, на который можно ориентироваться в будущем при планировании.
  • Жёсткая очерёдность себя не оправдала
    • силы воли хватило на то, чтобы ей следовать, только в случае с художественными фильмами (да и там с маленькой оговоркой). В остальных случаях глаза разбегались, буквально не придавая значения порядковым номерам, и расставляли приоритеты в соответствии с настроением;
    • иногда поступиться установленным порядком приходилось и по иной причине: скажем, документальный фильм про Лувр, оказавшийся ближе к середине списка (т.к. и в Лувр я должен был попасть ближе к середине отчётного периода), стал для меня актуален в тот момент, когда было просмотрено всего 3 фильма по списку.
  • Но всё же я выбирал почти всегда только из предварительно составленного списка, т.е. выбор был ограничен сравнительно разумным количеством вариантов.
  • Благодаря последнему наблюдению я пришёл к новой схеме:
    • Теперь любой список будет включать в себя ровно 5 наименований. Таким образом, я не буду часто отвлекаться на необъятное море вариантов выбора.
    • Очерёдность выполнения пунктов из списка - произвольная.
    • Пополняться список будет, только когда окажется пустым, либо когда я буду получать от знакомых такие рекомендации, которые будут всем своим видом говорить, что проходить мимо не стоит. В обоих случаях к большому перечню наименований обращаться я буду редко, а значит, и глаза разбегаться будут редко. В обоих случаях борьба с зависанием в часто попадающихся в информационном пространстве на глаза хит-парадах "N лучших ..." должна завершиться в пользу экономии времени, а не его бесполезной траты. Подыскивать, что бы посмотреть/прочитать в тот момент, когда список ставит тебя в жёсткие рамки, слишком бессмысленно, чтобы не остановиться вовремя. Да, списки - это ещё и борьба с таким вот видом прокрастинации, жертвой которого я, увы, часто оказываюсь.

К слову, стоит сказать о рекомендациях от знакомых, раз уж упомянул их. Не недооценивайте этот путь и задавайте вопросы! Не каждый, совсем даже не каждый делится с общественностью посредством соц.сетей или живых рассказов своими эмоциями от книг и фильмов. Но каждый видел или читал что-то, что произвело на него неизгладимое впечатление, и с чем, возможно, незнакомы вы. Стоит лишь натолкнуть собеседника на правильный путь, и, вполне возможно, его рекомендации приведут вас к настоящим сокровищам! Попробуйте этот способ в деле, и не разочаруетесь! Конечно, вопрос лучше задавать не абстрактному знакомому, а тому, с кем вас что-то сближает. А предмет обсуждения и рекомендаций должен иметь отношение к той самой черте, которой вы и ваш "советчик" похожи.

И снова "Прочее"


Цель 24.  50 короткометражек

Наверное, наиболее абсурдно выглядящая и наименее времязатратная "цель". Исходно особого смысла я в ней не видел и сам (не спрашивайте, откуда она в таком случае взялась. Единственный ответ, который я способен дать, - по аналогии). А в результате понял, что правильно подобранная короткометражка - хороший способ сделать короткую паузу в отнимающем последние силы деле и после перезарядки броситься на него вновь.

Первые четыре пришлись на "День полиглота в Инсайте", оставшиеся - на особо тяжкие моменты зимней сессии. Смысл выделения полужирным по-прежнему тот же: рекомендация.

  • Signs
  • Hellium
  • Tanghi Argentini
  • Na Wewe
  • Paperman
  • The Risk not Taken
  • The Tale of How
  • R'ha
  • The Fantastic Flying Book of Mr Morris Lessmore
  • Tumult

Среди вышеперечисленных произведений есть абсолютный лидер по произведённому впечатлению - The Tale of How, очередной шедевр из серии "Вы не можете говорить, будто видели всё, если не видели это". Не пожалейте 4,5 минуты!


Цель 25.  Научиться жонглировать 4-мя теннисными мячиками одновременно

Чем не цель, когда время есть? Тем более, что в основе её лежит весьма осмысленное желание тренировать координацию и, возможно, спорное (для вас, не для меня) стремление развивать обе руки в равной мере.

Ясно, что до мая-июня мне совсем не до этого было.

Довольно-таки удивительно и очень радостно, что приобретённые буквально за неделю летом 2011-го (правда, по несколько часов уходило каждый день) умения жонглировать как тремя мячами с использованием обеих рук, так и двумя, но с использованием только одной руки, никуда не делись.

Я чуть-чуть в удовольствие поперекидывал летом три, а по-серьёзному к поставленной цели так и не приступил. Пожалуй, правильным будет списать неудачу на отсутствие важного ресурса - места, где можно заниматься жонглированием регулярно (квартира на 16-м этаже не подходит хотя бы из-за того, что падающие на пол мячи производят слишком много шума) и где мячи не будут разлетаться в разные стороны после каждой неудачной попытки из сотен (по этому критерию не научишься во дворе: беготня за мячиками занимает слишком много времени и выводит из себя). Вот только стоило бы об этом подумать заранее: не нравится мне в большей мере не то, что я не достиг поставленной цели, а то, что не предусмотрел лежащее на поверхности препятствие. Об опасности таких ошибок стоит задумываться, приступая к более серьёзным задачам, когда они уже могут сыграть свою негативную роль.


В заключение


Отчётный год - с февраля 2014-го по январь 2015-го - завершился чуть более двух недель назад. Теперь черта под ним подведена и здесь. 

Это был правильный, многое давший мне эксперимент. Спасибо всем, кто следил. Надеюсь, и вам читать было не скучно. Отдельная благодарность всем (а вас было довольно много!), кто не просто читал, но и делился своим мнением. Я и сейчас вас к этому же призываю, неважно где - в комментариях, личным сообщением или при встрече.

Как и у любой системы, у моей недостатки были на каждом шагу. Недостатки влекут перемены. Совсем скоро встречайте "второй сезон"! ;) Формат кардинально изменится, и я надеюсь, что перемены всем придутся по душе. Могу пообещать, что тексты станут отнимать заметно меньше вашего времени, и выразить надежду, что они останутся хотя бы не менее информативными, чем сейчас.

2 комментария:

  1. Уф, осилил :)
    Небольшой комментарий: в последних текстах я стал замечать слишком много выделений, они в таких количествах скорее мешают воспринимать текст, чем действительно выделяют главное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лучше поздно, чем никогда :)

      Да, я с тобой, пожалуй, соглашусь насчёт перебора с количеством курсива и буду стараться работать над улучшением ситуации, при этом не отказываясь полностью от идеи акцентировать зрительное внимание читателя на главном.

      Предполагаю, то, что я стал так увлекаться "выделением главного", имеет те же корни, что и моё неумение составлять краткие конспекты и сжатые изложения, с которым я так и не сумел побороться в школьные годы))

      Удалить